Писатели: невыгодный, но благодарный труд

15 октября в корпусе в Академгородке выступил Александр Астраханцев, член Союза российских писателей, Литературного фонда России и Международного литературного фонда.

Это была, скорее, беседа, чем лекция. Александр Иванович принес сборники своих произведений, поделился литературным опытом, а когда разговор зашел о творчестве, девушки ФСИЯ особенно заинтересовались романом “Антимужчина”. Своим вниманием студенты вывели признанного автора на откровение: “Реальность на меня слишком давит – на мозги, душу – так, что я не могу от неё освободиться, кроме как написать. То, что жжёт сердце – вот что должно быть литературой!”

Писатели: невыгодный, но благодарный труд

Кого вы знаете из красноярских писателей, кроме Виктора Астафьева? Даже студенты-гуманитарии в ответ называют максимум одну-две фамилии. Потом признаются: «стыдно»… Но этот литературный кризис не только от незнания местных авторов: писательских кадров действительно мало. «А где их ещё брать, как не в студенческой среде?» – объясняют свой приезд в СФУ ведущие писатели нашего края.

Эдуард Русаков, Марина Саввиных, Эльдар Ахадов, Сергей Кузичкин, Владимир Шанин, Иван Клиновой – эти авторы, члены краевой организации «Писатели Сибири», встретятся со студентами СФУ в течение ноября-декабря. Уже состоялись знакомства с Николаем Ерёминым, Александром Астраханцевым и Михаилом Стрельцовым. Было запланировано 10 встреч, но Михаил Успенский приехать не сможет.

Проект «Литературные встречи в СФУ» для молодых, талантливых, но непризнанных авторов – настоящая путёвка в литературную жизнь! Студенты и сотрудники нашего университета могут опубликовать свои произведения в литературном журнале «День и Ночь» (присылайте на e-mail kras_spr@mail.ru или отдавайте Михаилу Михайловичу Стрельцову, председателю правления организации «Писатели Сибири» и заместителю главного редактора журнала, на очередной встрече). В первых двух номерах журнала уже опубликованы произведения студентов и выпускников, но, к сожалению, около 80% всего пришедшего отсеяно.

На вопросы корреспондента УЖ отвечает М. Стрельцов.

– Михаил Михайлович, Вы ждете от студентов инициативы, но при этом не пропускаете подавляющее число текстов. Кто же оценивает работы студентов?

– Журнал «День и ночь» – очень серьезный и востребованный, распространяется не только по России. В нём публикуются и заграничные авторы (Тель-Авив, Лондон, Филадельфия, Германия). Отбор, на самом деле, очень строгий. Все рукописи проходят через редакционную коллегию. Но если работа не прошла, это означает лишь, что автору есть куда расти. Мои рукописи, например, отвергали 5 лет. Но могу сказать авторам: даже если работа и не пройдет в «День и Ночь», будет собран общий бесплатный сборник для студентов и сотрудников всех вузов Красноярска. В нем потолок пониже и больше шансов на публикацию.

– Чего же не хватает текстам студентов? Над чем нужно работать?

– Чувство языка – самое главное. В стихотворении и в прозе язык не должен запинаться. Должна быть какая-то песенность, напевность.

Но рукопись с орфографическими ошибками редакция предпочитает не рассматривать. Раз-два наткнешься на ошибки – и в корзину. Ведь существует авторское право, чтобы что-то исправить, нужно связываться с автором, а кто вам будет звонить из-за каждой ошибки? Поэтому рукопись лучше заранее показать корректору.

Не хватает темы, гибкости мысли. О чем сейчас у молодых стихи? Ни о чём. Проблем нравственного уровня вообще не видят. Если весна, то думают, что в стихотворение всё нужно вставить: и листочки зелёные, и солнышко, и ледоход... А важна одна маленькая необычная льдиночка, отличная от остальных. И отношение автора к ней.

– Как зарождается литератор?

– Стихи начинает писать каждый второй-третий молодой человек – после первой жизненной неудачи, когда начинают волновать юношеские переживания, разочарования, восторг. Потом, конечно, многие забрасывают, а другие заболевают этим всерьез и начинают работать дальше. Особенно если попадают в нужную среду и к замечательным людям, которые подсказывают, что это не игра, а достаточно серьезная вещь, которой необходимо учиться. Например, как учиться музыке. Нельзя сесть за рояль и сразу начать играть! То же и с литературным становлением. Это труд, результат которого – ты сам.

В каком-то роде литература – психическое заболевание. Автору нравится сам процесс творчества. Ему нужно поделиться своими впечатлениями, размышлениями. Поделиться! А поделиться – это богоугодный процесс. Как это сделать, кроме как публикациями? Представляете, вы приходите в гости, хотите вручить подарок, а у вас не берут, вас выгоняют… Что вы чувствуете при этом?! А когда отказывают регулярно, из года в год, конечно, происходят психологические срывы у людей. Но признания нужно добиваться. На форуме в Москве мы задавали вопрос редактору «Нового мира» Александру Василевскому: «Зачем посылать рукопись, если все равно вы не печатаете?». Он ответил: «Если вы рукопись не пошлете – её точно не напечатают». Этим девизом я теперь руководствуюсь.

–Тяжела жизнь писателя! Как Вы выстояли? Как новичку не упасть духом после первой неудачи, например, критики, отказа в публикации?

– В начале 90-х вообще ни у кого не было возможности опубликоваться! Все издания переводились на коммерческую основу, где места литературе не нашлось. В это время среди писателей произошло огромное количество суицидов: именно из-за невозможности донести свое слово до читателя, от невостребованности. Слава Богу, сейчас ситуация меняется. В каждом городе есть как минимум одна отдушина для писателей – это литературный журнал.

А чтобы выстоять… В детстве я занимался штангой. И у нас в спортзале висел лозунг: «Слабые уходят из спорта, либо становятся сильными». Я прочитал его сотни раз, приседая с грузом. Так вот, это относится не только к спорту, но и ко всем сферам жизни. Как бы тебя ни тянули, как бы ни возносили – ты уйдешь, если слаб для этого. Но если ты не бросишь и вопреки всему будешь стремиться, то станешь сильным. Наверное, это произошло со мной.

— Михаил Михайлович, расскажите про вашу писательскую карьеру. С чего все начиналось, какие были трудности?

— Я начал писать в первом классе, еще не зная до конца, как пишутся все буквы. Писал какие-то сказочки, этакую смесь "Ну, погоди!" и русских народных сказок. Когда читал некоторые книги в детстве, всегда хотел продолжения. Продолжения не было, и я его дописывал сам. Это можно считать началом моего творческого пути.

Продолжил его уже лет в 15. Мы выпускали школьную стенгазету. Я очень люблю юморить, поэтому писал пасквили, какие-то стишки сатирические на одноклассников, за что меня даже били! Но однажды произошло событие, которое и поменяло мою жизнь. Трое поэтов в моем родном городке в Кемеровской области решили создать лит.студию. Отобрали и меня. Я стал у них заниматься, а после школы поехал в Кемерово учиться. И там тоже 11 лет посещал занятия в областной литературной студии. В середине 90-ых стали появляться другие литературные объединения, я тоже их посещал. Так постепенно рос профессионально.

В 2000 году я участвовал во всесибирском семинаре в Томске, а через год побывал на семинаре молодых писателей в Красноярске. Там я получил одобрение ведущих прозаиков: А.Астраханцева, А.Силаева, друга Виктора Астафьева М.Кураева. После этого меня избрали одним из делегатов от Красноярска на первый форум молодых писателей России в Москву. Для парня из провинции это что-то невообразимое, прыжок выше головы! Из поездки я вернулся с повышенной самооценкой. До этого она была очень низкая: неудивительно, всюду пинают, нигде не печатают. Но на форуме посмотрел на европейских литераторов и решил, что если бы я вел этот мастер-класс, то половину выгнал бы сразу - настолько низок был их литературный уровень...

Елена Николаева
Фото_ Дарьи Тарасовой