Есть пророки в отечестве

Пятнадцатого октября в Красноярской краевой научной библиотеке прошла встреча со священником Геннадием Фастом. Автору этих строк довелось не раз слышать другого богослова – Андрея Кураева, а вот с отцом Геннадием, казалось бы, гораздо более доступным красноярцам, я познакомился впервые. Разница двух этих православных проповедников, признаюсь, впечатлила.

Обычно «на Кураева» аудитория набивается битком. На встрече с отцом Геннадием свободных мест было достаточно (хотя нельзя сказать, что людей собралось мало – уж точно больше полусотни). Возможно, это объясняется тем, что информация о приездах из Енисейска отца Геннадия распространяется, насколько я понимаю, среди «своих», по неформальным каналам.

Настоящим сюрпризом стало то, что Фаст призвал присутствующих к молитве прямо в библиотеке.

Все встали, что-то пропели (причём, большинство из зала знали слова), перекрестились и снова сели. Отец Геннадий без долгих предисловий, как будто продолжая с места, на котором остановился в прошлый раз, начал говорить по заявленной теме – о «Царствии Небесном». Как я потом узнал, беседы отца Геннадия, действительно, проходят в рамках своеобразного многолетнего курса по толкованию Священного Писания. Он постоянно цитировал Библию, ссылался на факты и обращался к залу с вопросами «Помните?», «Знаете?», «Где это было?». Ответы не заставляли себя ждать: присутствующие знали, о чём идёт речь. И это, думаю, вторая важная причина, по которой зал оказался не полон: собравшиеся были истинно православные люди, читавшие Библию, знающие молитвы, в общем, верующие. На Кураева же ходят многие, в том числе и случайные люди, а сам он часто отвлекается от заданной темы, развивая новую только пришедшую в голову удачную мысль. И это, конечно, нормально. Пусть Фаст и Кураев – оба священники, но они люди, которые, как известно, словно отпечатки пальцев, не бывают одинаковыми. Мое отношение к отцу Андрею нисколько не изменилось (он меня восхищает), но я понял, что на своих встречах с широкой аудиторией он выступает, скорее, православным публицистом, тогда как Фаст – истинно проповедник и богослов, которому впору выступать перед духовной семинарией.

После встречи с отцом Геннадием мне стало стыдно. Я называю себя русским и православным, ношу крест на шее, расспрашиваю людей о вере. А сам ни разу за свои девятнадцать лет не удосужился прочесть Библию и выучить хоть одну молитву, кроме «Отче наш». И потому на лекции чувствовал себя каким-то чужим. Это надо исправить. В первую очередь – собственными усилиями, а потом уже – с помощью вот таких вот лекций. Где православным рассказывают о православии.

Артем ЕГОРОВ