Старая добрая Англия

В прошлом году стипендиатами Президента РФ для обучения и прохождения научной стажировки в зарубежных вузах и научных центрах стали всего 85 российских студентов. Одна из них – студентка Института фундаментальной биологии и биотехнологий Юлия Путинцева, недавно вернулась после стажировки в Англии и сегодня рассказывает о своих впечатлениях. (А стипендию президента на 2008/09 год выиграла другая студентка этого института – Олеся Колмакова. Просматривается хорошая традиция!)

Как все начиналось

В январе 2007 года, следуя совету зав. кафедрой биофизики В.А.Кратасюк, я решила поучаствовать в конкурсе на стипендию Президента РФ для обучения за рубежом. Оформление всех необходимых документов было сопряжено с рядом трудностей, поскольку студенты и аспиранты СФУ впервые принимали участие в этом конкурсе. Но после всех треволнений документы все же были отправлены в Москву. В июне мне позвонили из международного отдела и сказали, что я получила стипендию. Вместе с моим научным руководителем мы решили, что проходить научную стажировку я буду в Англии, в Университете Ноттингема. Предполагалось, что стажировка начнется в октябре 2007 года и завершится в июне 2008 года. Однако, мы предполагаем, а агентство образования располагает… Почти полгода пришлось ждать, пока деньги будут переведены на счет принимающей стороны. В марте 2008 года это, наконец, свершилось, и в апреле я оказалась в лондонском аэропорту Хитроу. Университетская машина домчала меня за 4 часа до Ноттингема, началась совсем другая жизнь.

Вид на главное здание Ноттингемского университета

Об университете

Моя стажировка проходила в Институте генетики Школы биологии Университета Ноттингема. Институт располагается в здании Королевского медицинского центра. Сам университет в 2007 году был признан “Университетом года” Великобритании по версии Times. Сэр Питер Мэнсфилд, получивший в 2003 году Нобелевскую премию в области медицины «за изобретение метода магнитно-резонансной томографии», является почетным профессором университета, входящего в течение многих лет в сотню лучших университетов мира.

Административное устройство Ноттингемского университета очень сложно и описать его в двух словах вряд ли удастся. В него входит нескольких живописных кампусов, находящихся довольно далеко друг от друга, но между всеми кампусами курсируют по расписанию бесплатные комфортабельные автобусы.

О языковом барьере и культурном шоке

Культурного шока как такового я не испытала. Сильно удивила меня, пожалуй, только манера одеваться английских представительниц прекрасного пола. От комментариев по этому поводу я лучше воздержусь. Эмансипация.
До поездки в Англию я участвовала в программе Work&Travel и поэтому была морально готова к тому, что первое время буду испытывать трудности с английским языком. Оказалось, что в моей лаборатории работает 20 человек, 14 из них – иностранцы (американцы, итальянцы, китайцы, индийцы и др.). С ними общаться было намного проще, чем с коренными жителями туманного Альбиона. Один мой коллега, англичанин, с которым мне приходилось много общаться, говорит на cockney; понимать его с первого раза я так и не научилась.
За полгода пребывания в Англии мне не удалось познакомиться с русскоговорящими людьми. Такая языковая изоляция, несомненно, пошла на пользу. Например, мои коммуникативные навыки быстро превзошли навыки аспирантки второго года обучения из Китая, поскольку большую часть времени она общалась со своими соотечественниками. Так что, если хотите выучить язык, избегайте «своих».
Университет каждому иностранцу предоставляет возможность чувствовать себя максимально комфортно вдали от Родины. Например, во время Рамадана студенты-мусульмане могут совместно молиться перед первым приемом пищи в специально отведенном помещении в главном здании университета. Занятия для них еще и смещаются по времени, чтобы после ночи бодрствования студент имел возможность выспаться.

Один из уголков университетского кампуса, там растут яблони и груши. Так что даже бедный студент не умрет с голода :))

О лаборатории

Здесь занимаются как фундаментальными исследованиями в области эволюционной генетики, филогении, онтогенеза, так и прикладными задачами по исследованию теломер, которые связаны с проблемой старения клеток; возможно, исследования в этой области откроют новый подход к лечению онкологических заболеваний.
Я работала в одной из ведущих лабораторий по исследованию генетики дрожжей S.cerevisiae, модельного организма биологии. Физик по образованию, я попала в чисто биологическую лабораторию и первые несколько недель не могла представить, чем буду заниматься. Люди вокруг разговаривали на непонятном мне языке биологии, еще и по-английски. Но, к счастью, задача для меня нашлась, и не одна. Первая состояла в апробации нового метода сравнения ДНК, другим же направлением деятельности было изучение нового для меня материала – основ молекулярной эволюции и применение полученных знаний для построения эволюционной истории некоторых видов дрожжей.

О научном общении

Каждую неделю один из сотрудников лаборатории выступает на Lab Meeting и Journal Club. Так происходит обмен новыми научными знаниями. Однажды и мне довелось выступать со своей дипломной работой перед моими новыми коллегами. Такого рода общение проходит в совершенно неформальной обстановке. Люди спокойно поглощают свой ланч, задают вопросы, едва прожевав бутерброд, и т.п.
Периодически организовываются и барбекю или совместные походы на природу. Причем обязательным атрибутом такого рода мероприятия является употребление алкогольных напитков. Как-то раз, после пешеходной прогулки по заповеднику, мы зашли перекусить в паб. Час дня. Все заказали себе по стакану пива, а я пила сок. На меня поглядывали с интересом, недоумением, даже с каким-то презрением. Чтобы социализироваться, пришлось последовать примеру остальных. При этом застолье проходит именно на фоне научного общения, обсуждения различных проблем. В тот раз в пабе я доказывала одному визит-профессору из Бостона преимущества подхода, использованного в рамках реализации проекта красноярских ученых БИОС-3, перед подходом к созданию американской системы «Биосфера-2».

Мой доклад на Lab meeting

Об уровне науки

Я теоретик. Я не режу мышей, не выращиваю бактерий. Поэтому преимущества занятий практической биологией в Англии мне не открылись до конца. Но даже то, что я увидела, не работая на приборах, впечатляет.
При серьезной поддержке государства, лаборатории в основном живут за счет грантов. Гранты фармацевтических компаний, гранты сельхозпроизводителей, государственных фондов и проч., и проч. Размеры грантов – сотни тысяч долларов и больше.
Постоянно проводятся различные семинары, симпозиумы, конференции. Если событие занимает весь день, то обязательно будут организованы перерывы на кофе, ланч, по завершении мероприятия обычно предоставляются drinks. Опять же непривычно для нас, но именно так, за непринужденным общением, рождаются новые совместные проекты, договоры о сотрудничестве.
Работать в науке здесь престижно, доходно, приятно. С одной стороны, получить степень PhD довольно просто, с другой, получить долгосрочный контракт, несколько Post Doc’ов – очень сложно.

Что я хочу сказать..

Я очень хочу, чтобы наш новый университет тоже попал в 100 лучших университетов мира, как можно выше к Олимпу. Чтобы наши ряды пополнились Нобелевскими лауреатами. Но для этого надо очень много и долго работать. Всем.

Юлия Путинцева

Кстати, об отношении к русским

Из СМИ мы хорошо знаем о русофобских настроениях англичан. Что сказать по этому поводу? Какого-либо негатива в свой адрес я не заметила, но о нескольких эпизодах рассказать, пожалуй, стоит. Интересен ассоциативный ряд.
№ 1. Знакомство с PhD-студентом из Кувейта.
- Откуда Вы родом?
- Из России.
- О! Из России?! КГБ? Мистер Путин?
- Да, Путин. И фамилия у меня Путин-цева. А мой президент, Медведев, оплачивает мое обучение здесь.
- Действительно? Поговори с ними. Нам очень нужен обогащенный уран, у вас его так много! Может, поделитесь?
№ 2. Знакомство со студентом-англичанином.
- Откуда Вы родом?
- Из России.
- О! Из России? Из Москвы?
- Нет, мой город в 3500 км от Москвы на восток. Практически географический центр России.
-… (недоумение)… Да, у вас другие масштабы. Я мечтаю побывать в Москве. Ленин. Мавзолей. Ты видела Ленина?
- Да, видела. Но сейчас мавзолей закрыт. И больше не откроется.
- Жаль, очень жаль. Почему произошла революция 1917 года? Почему 1905 года было недостаточно? (Между прочим, неожиданный вопрос от обычного английского паренька…)
- Ну как тебе сказать, у этих революций совершенно разные посылы были. А вообще, наверное, Ленин хотел непременно полежать в мавзолее. Жаль, что ты не успел на него посмотреть.
№ 3. Июнь. Еду домой. Автобусная станция Ноттингема. Я сижу на лавочке, жду автобус до Хитроу. На улице довольно пустынно. Приближается шумная компания молодых людей, состоящая из восьми человек. Но я думаю, что я в безопасности. А зря. Молодые люди что-то наперебой мне говорят, а один хватает мой чемодан и бежит… Я в шоке. Конечно, я понимаю, что это просто дурацкая шутка молодых подвыпивших англичан, но ощущение не из приятных. Парень с моим чемоданом промчался метров сто, остановился и смотрит на мою реакцию. Не выдержав, я говорю: «Все, я звоню в полицию!». Один из компании, видимо, наиболее вменяемый, распознал акцент и спросил, откуда я. Я ответила, что из России. И с удовольствием услышала:
- Jack, leave this case!!!! She is from Russia!!! She is from Russia!!! She is from Russia!!! Leave her case!!!!!!!!!
Чемодан принесли, поставили почти на то же место, несколько раз извинились…