Это гордое имя - инженер!

«Профессия инженера предоставляет творческую свободу более, чем какая-либо другая. Она дает наивысшую степень профессионального удовлетворения, способствуя развитию личности в самом положительном смысле этого слова.»
(Из материалов Всемирного съезда инженеров)

Пятидесятые годы прошлого века… Современному молодому человеку, который живет в городе ярких витрин и сверкающих лаком иностранных авто, в городе ломящихся от продуктов полок магазинов трудно представить то время: десять лет, как кончилась война, страна только-только начала подниматься из разрухи, вернувшиеся домой солдаты с азартом победителей принялись воплощать окопные мечты «о хорошей жизни после войны». Красноярский край в то время представлял собой огромную строительную площадку. С нуля начали возводиться горно-химический и бумажный комбинаты, заводы: электрохимический, химволокна, синтетического каучука, медпрепаратов, алюминиевый; строились столь необходимые для растущего города ТЭЦ. Реконструировались существующие предприятия машиностроения и цветной металлургии. Радиотехнический завод, переведенный из Ленинграда, освоил новые площади (где он и ныне находится) и взял шефство над строящимся заводом телевизоров. Красноярск из периферийного городка с двумя центральными мощенными булыжником улицами, понтонным мостом и лишь начинавшим строиться аэропортом превращался в крупный промышленный центр. Правда, на правобережье ощетинивались колючей проволокой лагеря «ГУЛАГа», а на Красмаше испытывались зенитные пушки.

Специалистов с высшим образованием готовили четыре института: педагогический, медицинский, лесотехнический и сельскохозяйственный. Остро стоял вопрос о создании нового вуза, который готовил бы инженеров-механиков, строителей, энергетиков и эксплуатационников. И такой институт был образован 4 августа 1956 года. В числе первых трех специальностей Политехнического института была «Технология машиностроения, металлорежущие станки и инструменты». Так что нынешний юбиляр – механико-технологический факультет может по праву гордиться тем, что с него начался Политех, хотя официальная дата создания механического факультета – 15 мая 1958 года. Возглавил его Георгий Исаевич Чистяков. Базовыми для факультета стали кафедры «Техническая механика» и «Технология металлов и материалов». Первой руководил бывший фронтовик, защитивший кандидатскую диссертацию уже после войны, основатель и ректор КПИ Василий Николаевич Борисов, другой – его заместитель, к.т.н. Иван Филиппович Афонский, ставший впоследствии первым доктором наук в институте. На механическом факультете готовили не только инженеров-механиков, но и специалистов в области энергетики и автотранспорта. Позднее отсюда выросли электротехнический (1960 г.) и автодорожный (1963 г.) факультеты, и уже в перестроечное время механический факультет дал жизнь инженерно-педагогическому и инженерно-физическому факультетам.

История механического факультета тесно переплетается с историей города и края. Кроме того, что механики по кирпичику строили свой вуз, они работали на изготовлении железобетонных полуарок нашего коммунального моста. Кстати, мало кому известно, что мост строили по проекту главного инженера Красноярскгражданпроекта Марии Кондратьевны Ходоренко, которая преподавала по совместительству в Политехническом институте. Наших первых студентов учили и профессии, и жизни производственники, ведущие специалисты предприятий города. Дипломные работы пятикурсники выполняли в институтах страны, а защищали у себя, в Политехе. Это был важный момент в подготовке специалиста, позволяющий сравнивать уровень преподавания и уровень знаний, полученных у нас и в других вузах. Кроме того, такой нехитрый прием позволял восполнить дефицит преподавательских кадров. Участвовали студенты и в возведении плотины Красноярской ГЭС, и других промышленных объектов, образовав строительные отряды задолго до возникновения стройотрядовского движения в стране. Это давало возможность не только приобрести опыт, но заработать на жизнь – ведь поступали в вуз дети рабочих и крестьян! Иногородние студенты жили в том же здании на улице Ленина, 70, где и учились, и монтировали оборудование для лабораторных работ, и занимались в кружках художественной самодеятельности. Уже в 1957 году колонну Политехнического института на ноябрьской демонстрации вел свой духовой оркестр, а концерты открывал хор в количестве 38 человек. Особая гордость механиков – эстрадный оркестр занимал только призовые места! Не отставали механики и в спорте.

Вы спросите: а когда же учились и как? Учились хорошо, ведь чтобы поступить в Политех, надо было набрать 25 баллов – сдавали 5 экзаменов! А что касается «когда»… Так ведь чем больше нагрузишь, тем больше привезешь! Да и в ходу тогда был энтузиазм, подзабытый в наше странное время. В очень большой степени именно на энтузиазме студентов и преподавателей рос Политехнический институт и развивался механический факультет. В 1961 состоялся первый выпуск инженеров, среди них Лев Логинов – будущий председатель совета директоров завода комбайнов, доктор экономических наук, Лев Башмаков – лауреат Государственной премии, будущий губернатор Рязанской области, и другие замечательные люди.
К своему первому пятилетию МФ имел уже пять кафедр, на одной из них начали готовить инженеров по специальности «Технология и оборудование сварочного производства», а позже сформировалась выпускающая кафедра. А сегодня, к десятому пятилетию, 10 кафедр факультета ведут подготовку по 14 специальностям, охватывающим основные отрасли машиностроения – от технологии до триботехники и систем автоматизированного проектирования. Большим спросом у абитуриентов пользуются новые специальности: управление качеством и сертификация и стандартизация. По трем направлениям готовят бакалавров, в юбилейном году сделан первый набор на магистерскую подготовку.

На фото: декан МТФ Е.А. Сорокин рассказывает студентам об истории факультета и о первом ректоре Политехнического института

Разрушение плановой экономики не лучшим образом повлияло на качество образования. Усложнились условия проведения производственной практики, а как без нее будущему инженеру познать азы своей профессии? Прервались годами налаживаемые связи с предприятиями, некоторых предприятий не стало вовсе. Инженерный труд перестал быть престижным, рынок заполнили юристы и экономисты. Но, как показал разыгравшийся кризис, чтобы что-то считать и продавать, надо это «что-то» произвести! Не оправдались и ожидания типа «заграница нам поможет», тем более что эта заграница от нас далековато находится. Но к чести факультета, он не только выбрался из этой тяжелой ситуации, но и окреп! На кафедре «Литейное производство и обработка металлов давлением», руководимой доктором технических наук профессором В.Г. Бабкиным, открыли специальность «Художественная обработка материалов». Изделия из камня и металла, спроектированные и изготовленные дипломниками, хранятся в музее кафедры, молодые инженеры-художники без работы не остаются. Пользуются спросом и выпускники кафедр «Динамика и прочность машин» (зав. каф. к.т.н., доцент И.А. Зырянов) и «Диагностика и безопасность технических систем» (зав. каф. д.т.н., профессор В.В. Москвичев), «Стандартизация и управление качеством» (зав. каф. к.т.н., доцент В.С. Секацкий), «Гидропривод и гидропневмоавтоматика» (зав. каф. д.т.н., профессор С.В. Каверзин). Кроме специалистов по профилю, кафедры «Материаловедение и технология материалов» (зав. каф. к.т.н., доцент В.И. Темных) и «Оборудование и технология сварочного производства» (зав. каф. к.т.н., доцент Ю.Г. Новосельцев) выпускают инженеров-педагогов для системы профессионального образования. Интересен опыт сотрудничества кафедры «Проектирование и экспериментальная механика машин» (зав.каф. к.т.н., доцент М.П. Головин) с энергетиками, результат которого – мини-ГЭС готовится к серийному выпуску. Насколько этот проект актуален, говорит статистика: для 25% малых поселений нашего края, не имеющих постоянного энергообеспечения, песня 30-х годов «Вдоль деревни от избы и до избы прошагали торопливые столбы» остается несбыточной мечтой!
А зав. каф. «Технология машиностроения» к.т.н. Ю.И. Гордеев и д.т.н., профессор П.Н. Сильченко, возглавляющий кафедру «Теория и конструирование механических систем», мечтают о том, чтобы поскорее заработала на полную мощность наша промышленность и завалила заказами на подготовку специалистов.

Секрет стабильной работы факультета в преемственности поколений: декан МФ А.М. Караваев проработал на этом посту 14 лет, А.А. Городилов – 15, В.Ф. Терентьев – 10 лет. Сейчас механико-технологическим факультетом руководит выпускник кафедры «Строительно-дорожные машины» к.т.н., доцент Е.А. Сорокин.

Студентов учат более 20 докторов наук, профессоров, 80 кандидатов наук, доцентов. Особенно радует, что преподавательский корпус прирастает молодыми учеными: 40 аспирантов готовятся стать кандидатами наук. На МТФ работают два преподавателя – С.И. Почекутов и Н.В. Соснин, имеющие квалификацию «международный педагог инженерного образования (IGIP)», коих в мире чуть больше тысячи!

Большая научная работа, тесная связь с предприятиями, обновление лабораторной базы, развитие информационной среды, 1500 студентов, слаженный коллектив с богатыми традициями – все это механико-технологический факультет. И еще – это выпускники, которыми можно гордиться! Их более 8000! Практически все главные специалисты предприятий – наши люди, многие имеют правительственные награды за инженерную деятельность.

Какой еще факультет может похвастаться тем, что два его представителя удостоены звания Почетный Гражданин Красноярска – это заведующий одной из кафедр первый ректор Политехнического Василий Николаевич Борисов и первый выпускник факультета Лев Николаевич Логинов.

Механико-технологический факультет работает на благо родного города и родного края. С праздником!

Людмила АБРАМОВА, выпускница механического факультета