Подземщики

Профессор Сергей Антонович Вохмин в своем ученике не ошибся: аналитический склад ума, интерес к будущей профессии, ответственность выделяли его еще среди студентов кафедры «Шахтное и подземное строительство». Курсовые работы отличали точность расчетов и тщательность анализа. Сомнений не было: за такими – будущее!

И профессор был рад, когда три года назад, окончив с красным дипломом Университет цветных металлов и золота, Георгий Курчин блестяще сдал экзамены в аспирантуру на специальность «Геотехнология (подземная, открытая и строительная)».

А могло быть и по-другому. Горный инженер во втором поколении, Георгий мог продолжить дело отца в родном Талнахе. Но в том-то и изюминка: зная о проблемах горнодобывающей промышленности, молодой специалист шахтного и подземного строительства решает их на совершенно другом уровне. Кстати, одновременно с квалификацией «горный инженер» он получил и второе высшее образование по специальности «экономика и управление на предприятии».

Но сегодня для него главная тема – оптимизация производства в горнодобывающей промышленности. Появляются новые машины и оборудование – меняется технология добычи полезных ископаемых. Совершенствуется технология – начинается генерация идей в машиностроении. В этой цепочке взаимосвязанных процессов прикладная наука – особое звено, за ней решающее слово: как сделать производственный процесс безопасным и максимально прибыльным.

Первой своей серьезной научно-исследовательской работой, положившей начало его будущей кандидатской диссертации, Г.С. Курчин считает снижение потерь при добыче ангидрита на Горозубовском месторождении, расположенном вблизи Норильска. Это нерудное полезное ископаемое пришло на смену дорогостоящему цементу и используется в составе закладочного бетона как вяжущий материал. Может, для кого-то это будет открытием, но при добыче так называемых сульфидно-никелевых руд, в состав которых входят медь, никель, кобальт, а кроме того платина, палладий другие редкоземельные металлы, внутри пласта образуется ниша, которую и заполняют специальным составом. Куб руды вынули – 1,2 куб. бетона залили; так решается задача рационального недропользования с перспективой дальнейшей отработки месторождения.

Применение ангидрита в составе закладочного материала экономически выгодно, но его добыча высокопроизводительной камерно-столбовой системой разработки сопряжена с большими потерями – до 50 процентов ангидрита остается в недрах. Изучение геомеханических свойств массива, а также использование современных компьютерных технологий помогло выявить некоторые резервы для сокращения потерь. Например, устойчивость междукамерных целиков сохранится, если ширину целика уменьшить на полметра, а ширину камеры оставить той же. Но при этом нужно улучшить технологию взрывных работ. Группа молодых ученых под руководством профессора С.А.Вохмина с задачей справилась успешно. Кроме того, создан программный продукт, который рассчитывает нормативные значения потерь и разубоживания ангидрита. Продукт уже внедрен в производство, оправдав главную цель: при той же стоимости работ объем добычи полезного ископаемого увеличился.

– Наш научно-исследовательский проект выиграл два гранта в инновационном конкурсе СФУ, – добавляет Курчин. – А это деньги, которые позволяют заниматься любимым делом, не отвлекаясь на другие проблемы. Очень серьезная поддержка для тех, кто занимается наукой.
Как оказалось, была у этой уникальной работы и общественная оценка: весной нынешнего года Георгий Курчин получил Премию главы города Красноярска. А недавно за отличную учебу в аспирантуре, а также за существенный вклад в научно-исследовательские работы, направленные на развитие и улучшение деятельности предприятий горнодобывающей отрасли России, был рекомендован на соискание стипендии Президента Российской Федерации и стал ее лауреатом.

П. Пимашков вручает Премию Главы города Г. Курчину

Вообще от темы личных достижений он аккуратно уходит, легко переключаясь на специфические подробности своего уникального дела и абсолютно не сомневаясь в правильности выбранного пути. Его коллеги, говоря о своей профессии, вскользь замечают: «Еще в старину считали, что горный инженер умеет строить все, кроме мостов и церквей». Ни шутки, ни иронии я в этом не почувствовала, а гордость – да.

Любовь Габербуш