Ее называли «Орленком» ребята, в Париже назвали – орлом!
Для 17-летней студентки «русская идея» – в культуре

Абсолютно не имеет значения, в какой области человек достигает высот – политика, наука, искусство… Горящие глаза всегда выдают успешного и талантливого. Именно из таких глаз я наблюдал блеск совершенства, умиротворенности, самодостаточности. Первокурсница экономического факультета ИГУиРЭ СФУ Аня Ендовицкая в ноябре 2008 года получила золотую медаль в Париже и была признана «Лучшей солисткой» фестиваля-конкурса «Хрустальная лира», который собрал во Франции 56 самых знаменитых танцевальных коллективов со всего мира.

Аня – харизматичная личность. Определенно она лидер в танцевальном коллективе «Орленок», а в будущем, попытаюсь пророчить, звезда мировых экранов. От Красноярска до Парижа.
– Расскажи о самом начале звездного пути?
– В 5 лет родители отвели, как и полагается, своего ребенка в театр детского танца «Орленок». (Для справки: основан в 1968 году в Красноярском краевом Дворце пионеров и школьников. Более двенадцати тысяч юных красноярцев прошли школу театра. Художественный руководитель – Заслуженный работник культуры России Вера Николаевна Гудовская.).
– Школьная жизнь, я так понимаю, отходила на второй план из-за многочисленных выездов?
– Учеба никогда не была обделена вниманием, может быть лучшее тому свидетельство – «ударный» аттестат и поступление на бюджетную основу в СФУ. Хотя выезды на самом деле были ежегодные, в основном, по странам Европы. Франция и Чехия, Испания, «Венецианская маска» в Италии, «Славянский базар» в Витебске, «Созвездие Будапешта – юность, вдохновение, талант» в Венгрии, Румыния, Польша, Германия, Монголия, Болгария.
– Получается, «Орленок» – это фактический танцевальный мировой бренд?
– Это прославленный детский коллектив, широко известный в нашей стране и за рубежом. Мы удивляли даже США и Канаду!
– А визитная карточка коллектива случайно не комсомольская песня «Орленок»?
– Нет, наша визитная карточка – «Калинка».
– В танцевальном искусстве как форме творчества что более необходимо – голова или внешняя пластика?
– Естественно, комплексное сочетание. Не воспринимая музыку, не настроившись на успех, не влюбившись в русский культурный дух – просто не сможешь «зажечь глаза»! В танцах воздействие невербальное, но, тем не менее, многостороннее – музыка, движение, внешность, мимика…
– Аня, ты как представитель народного русского жанра в чем видишь нашу идею сегодня?
– Вопрос хороший, особенно акцент на народный жанр – в кругу друзей это вызывает шутки, сегодня у нас другая культура в приоритете… Выражает русскую идею, видимо, представитель каждой профессии в своей интерпретации.
Я вижу нашу идею только в нашей культуре. Тем более это не пустые слова – в Париже весь мир согласился с лидерством русской танцевальной культуры в мире!
– Ты выпустилась из «Орленка» и сейчас студентка СФУ. В чем больше хочешь себя реализовать – на все сто процентов в экономике или на двести в танце?
– Трудно мне, первокурснице, говорить о научном или бизнес-будущем. А вот в творчестве я точно себя попробую – может быть, в Москве …
Действительно, в Красноярске парижскую победу юной землячки встретили как-то вяло. С одной стороны, это естественная реакция на успех – истинным признанием часто бывает равнодушие. Но мне вспоминаются слова Роберта Кеннеди: «Делай добро и говори об этом!». Американцы кое-что в культурном капитале понимают, они даже из демократии сумели коммерческий бренд сделать – есть чему поучиться. Хочется обратиться к журналистам, чиновникам: не надо оценивать наше достояние, хлопая по плечу. Давайте его беречь и защищать. Таланты в России чаще всего вырастают сами, но и угаснуть могут без нашего внимания. А Аня Ендовицкая – она ведь нам в Красноярске нужна!

Василий Никуленков