Софинансирование: двойная выгода

В одном из прошлых номеров в беседе с проректором по науке и международному сотрудничеству С.В. Верховцом было сказано, что в следующем году принципы распределения средств по Программе развития СФУ несколько изменятся. Нам стало известно, что решение практически принято, и мы вновь обратились к Сергею Владимировичу за комментариями.

– В следующем году в рамках Программы развития мы планируем поддерживать только проекты с софинансированием – в первую очередь имеющие финансирование РГНФ и РФФИ, международных организаций, научных институтов, где средства проходят через бухгалтерию университета. Это значит, что финансирования инициативных проектов в рамках одного СФУ в следующем году не будет. Такое решение принято, чтобы стимулировать научное, образовательное и международное сотрудничество, а также для повышения качества, потому что тогда мы сразу будем иметь дело с проектами, уже прошедшими серьезную независимую экспертизу и конкурсный отбор. Кроме того, мы надеемся таким образом уйти от дублирования выполняемых работ. Это большая проблема для России, когда ученые и целые научные коллективы отчитываются одними и теми же научными результатами в течение нескольких лет. Софинансирование программ, выполненных с зарубежными коллегами, дает дополнительную возможность оценки исследования на предмет актуальности и уникальности на международном уровне. Потому что ни один зарубежный университет или грантовый фонд не заинтересуется предлагаемым направлением, если это не востребовано на рынке образования, если это не передовое направление в науке.

В прошлом году на инициативные проекты мы выделяли 60 млн рублей. Сейчас считаем, что институты уже сформировали ту инициативную базу, с которой можно начинать более углубленную деятельность. Созданы научные коллективы, они интегрированы в структуру институтов, появились междисциплинарные, межинститутские связи.

Теперь нужно выходить вовне – чтобы позиционировать себя, активизировать работу по заказу предприятий, усилить международные контакты. Иначе мы можем так «расслабиться», что, когда финансирование по Программе развития СФУ закончится, окажется, что наши коллективы слишком замкнулись.

Также мы хотим перейти на более долгосрочный режим работы, чтобы проекты были не «полугодовые» разовые, а рассчитанные на 2-3 года.

Речь идет не только о научных проектах. Софинансироваться будут также совместные программы с зарубежными вузами по выдаче двойных дипломов (так называемый «сэндвич»), по аккредитации образовательных программ. Нам бы очень хотелось через университетский Центр стратегических исследований стран ШОС иметь совместные проекты с университетами, которые входят в это сообщество.

Для помощи коллективам в поисках новых контактов, новых конкурсов и фондов в СФУ существует научная часть, грантовый центр, куда можно обратиться и получить консультацию. РФФИ, например, финансирует не только непосредственно фундаментальные исследования, но и экспедиции, развитие приборной базы, академическую мобильность и т.д. Отдел международных проектов и программ УМС СФУ подскажет, с каким зарубежным университетом можно связаться, чтобы предложить совместную научно-исследовательскую работу, какие существуют международные проекты и гранты. Контактную информацию для выхода на руководство зарубежных вузов готов предоставить упомянутый Центр стратегических исследований стран ШОС.

Нужно ли это зарубежным ученым? Конечно, нужно – у нас умные и «смекалистые» люди. Нам только не следует раскидываться. Грамотно было бы провести форсайтные исследования, то есть выяснить состояние вопроса, выделить точки, которые мы могли бы разрабатывать и представлять в мировом научном пространстве, и по ним работать. Разбрасываться мы не имеем права даже в рамках того небольшого перечня приоритетных направлений, который обозначен в Программе. Например, там прописаны космические технологии, но ведь ясно, что в ближайшие годы мы не будем заниматься созданием космических кораблей, но можем позволить себе развитие технологий дистанционного зондирования и позиционирования на местности, т.е. GPS-ГЛОНАСС. Или нанотехнологии – мы же не начнем здесь наступление широким фронтом, а собираемся развивать, например, только нанотехнологии сорбентов.
Но пока не все институты выделили такие точки роста, чтобы работать только по ним. Поэтому и есть смысл сейчас оговорить некоторые условия, чтобы до марта (когда, видимо, будет решаться вопрос о финансировании тех или иных проектов) коллективы смогли мобилизоваться, установить контакты с ведущими вузами России и мира, провести форсайт и т.д.

Похожие материалы