Конца света не предвидится…

Финансовый кризис по-прежнему - главная новость на всех каналах: едва ли не каждый день присутствуют сообщения о сокращениях на том или ином предприятии. Пугают слухи о начале девальвации и возможной деноминации рубля, потому что эти термины ассоциируется с грядущей денежной реформой. Как далеко зайдут процессы, связанные с кризисом, и будет ли он затяжным или скоротечным? Где в этот период надежнее хранить свои сбережения? Старший преподаватель кафедры финансов и кредитов Института экономики, управления и природопользования СФУ Наталья Сергеевна ОСКОЛКОВА считает, что главное сейчас – не поддаться панике.

— Кризис в России не такой, как в той же Америке, правда, он затрагивает банковскую систему и тех российских производителей, которые контактируют со своими зарубежными партнерами. Однако говорить о том, что нужно запасаться едой, забирать деньги из банка и прятать их куда-то в чулок – не стоит. Финансовый кризис — это коррекция каких-то процессов. Корректируются либо раздувшиеся цены, либо разгул спекуляции и т.д. Сейчас финансовые системы во многих странах очень ненадежные: виртуальные и деньги, и ценные бумаги, а ведь все это налагает отпечаток на стабильность. В нашей стране виртуальность не так развита: в России вообще нет рынка вторичных ипотечных ценных бумаг. А за рубежом один и тот же актив может быть базой для нескольких выпусков, например, актив – всего на миллион, а ценных бумаг под этот актив может быть выпущено на 5 млн! Вы покупаете эту бумагу – наступает срок и вам должны все погасить, но если дестабилизация на рынке – цена упала – и долги не возвращаются. К счастью, нас такие неприятности обошли стороной, да и кредитный кризис не ощущается так остро.
— Но ведь процесс кредитования происходил и в России?..
— Да, но у нас нет такого объема, как за рубежом. В России доля кредита ВВП – порядка 45 %, а за рубежом кредиты составляют 70-80 %, т.е. почти каждый субъект имеет какую-либо кредитную историю. Там все привыкли так жить, и это в принципе нормально. Если происходит кризис, трудности испытывают в первую очередь кредиторы, поскольку у них возникают повышенные риски.
– Сегодня говорят не только о девальвации рубля, но и о грядущей деноминации…
– Ничего страшного в этом нет. Деноминация – всего лишь техническая процедура, никаких глубинных изменений она не привнесёт. Процесс деноминации происходит постоянно. Не всегда это -- зачеркивание нулей, но и любой обмен старых денежных знаков на новые, связанный с изменением дизайна, средств защиты и т.п. А некоторые услышали звон, да не знают, где он… Деноминация – долгосрочная процедура: обменять деньги успеют даже те, кто хранил их в стеклянной банке. Но у нас крайне мало таких людей, которые не тратят наличность в течение десяти и более лет.
— Падение курса рубля по отношению к другим валютам будет происходить плавно или напротив – стремительно?
— Сейчас очень сложно делать прогнозы. Девальвация в настоящее время используется для поддержания российских экспортеров: падение курса национальной валюты им выгодно потому, что они получают дополнительную выручку. Важен процесс для поддержания состояния платежного баланса: если иностранная валюта слишком укрепляется, то это в какой-то мере плохо – теряется конкурентоспособность отечественных производителей, поэтому при слишком укрепленной валюте Центробанк может идти на определенные меры по снижению курса, чтобы ситуацию сгладить. В условиях кризиса и нестабильности на всех рынках возникают очень большие спекулятивные мотивы, в том числе и на валютном. Чтобы слишком не тратить золотовалютный резерв на поддержание валютного курса, Центробанк России установил определенные границы, в которых колеблется курс рубля. Это вынужденная и эффективная мера.
— Не захлестнет ли наши банки волна банкротств, как это случилось десять лет назад?
— Если сравнивать с 1998-ым годом, то сейчас в стране немного другая ситуация: усилилась регулятивная роль Центробанка за этот период. Десять лет назад существовало больше банков, но многие из них были дутые, карманные и обанкротились в первую очередь. Сегодня структура активов у российских банков иная: они не занимались как тогда на рынке ГКО ОФЗ (ГКО - государственные краткосрочные бескупонные облигации, ОФЗ - облигации федерального займа), правда, сейчас повысились кредитные риски на валютном рынке, но у нас база той же ипотеки достаточно материальна, и финансовое обеспечение стабильное. Могут быть потери по розничным кредитам, но не такие, чтобы пошатнуть банк. Плюс ко всему, прошла волна слияний и поглощений в банковской сфере, укреплена капитальная база, так что фундамент для устойчивого развития заложен крепкий.
— Однако сейчас идет массовое сокращение банковских работников…
— Да, мы тоже это почувствовали. Наши студенты на пятом курсе, как правило, все уже работают в банках. А тут слышим: то тех сократили, то этих. Однако это ещё не признак банкротства.
— Посоветуйте, куда надежнее вложить сбережения в период финансового кризиса?
— Можно вложить деньги в недвижимость. На этом рынке цены, конечно, в последнее время несколько снизились, но есть подозрение, что прежде они во много раз превышали реальные. Коррекция цен пройдет, но свою ценность от этого недвижимость не потеряет. Что касается валюты, то в период кризиса — это довольно рискованный объект вложения, впрочем, как и золото. Самый надежный способ инвестирования сбережений – это диверсификация, то есть — вложить в одно, в другое, в третье. Рынок драгметаллов тоже ведь разнообразен: помимо золота, есть ещё серебро, платина, палладий. Кстати, в какой-то период доходность серебра была выше доходности золота. То есть, если принимать решение о вложении, надо сначала всё взвесить.
— Кто-то считает, что лучше в период финансового кризиса не торопиться делать покупки, а совершать виндоу шоппинг, кто-то наоборот предпочитает скорее потратить всё на себя…
— Что посоветовать? Деньги лучше во что-то вложить, хотя если не хочется того, и не хватает на это – лучше определить вклад на банковский счёт и с ним ничего не случится, поскольку недавно принятый в России закон гарантирует 100-процентное возмещение по вкладам, не превышающим 700 тысяч рублей. Может быть, вы потеряете в процентах, но сохраните свой основной капитал. Вообще надо помнить, что финансовый кризис – это естественный процесс, от которого никто не застрахован. Экономика всегда развивается циклично, и после спада обязательно наступит подъем.

Вера КИРИЧЕНКО

Похожие материалы