А ТЕПЕРЬ ЕСТЬ. ФИРМЕННЫЙ И СТИЛЬНЫЙ

Сегодня наблюдательный студент и преподаватель Сибирского федерального увидел свой университет иным... На входе в университетские корпуса – новые вывески. На дверях кабинетов – таблички в новом для университета цвете и шрифте. С сегодняшнего дня у СФУ есть фирменный стиль.

В корпусе «А» прошла презентация всей «упаковки» руководству Красноярского края, студентам. Мы представляем нашим читателям лишь некоторые элементы фирменного стиля СФУ, разработанного для нас известным красноярским агентством. Как символика будет приживаться, распространяться, внедряться, когда университет “переоденется” окончательно – вопрос не одного дня.

Итак, начинаем процесс: знакомимся – привыкаем – любим – используем!

Представить нашим читателям новую символику, разработанную для университета агентством «Артстиль», мы попросили дизайнера этой компании и основного разработчика идеи Ольгу Давыдову. Но до того, как она объяснила, что значит каждый элемент и каждая завитушка, мы долго рассматривали и перебирали распечатки, на которых наш новый фирменный стиль уже «примерен» – к фасадам, к блокнотам, к кофейным чашкам… В общем, на бумаге он уже вовсю живет и очень стильно смотрится, так что мне, впервые его увидевшей, оставалось только подтверждать это ежеминутными восклицаниями: «Вот это мне нравится!», «Симпатично…», «Что-то в этом есть…»...

Знакомьтесь, это мы...

– Знаете, Ольга, университет бился над созданием своей символики два года. Прошло несколько конкурсов, официально уже использовались и вновь отвергались по крайней мере два фирменных знака… А вы – раз, и сделали, и в такой короткий срок…
– Мы, действительно, достаточно быстро начали работать с вашей организацией. Обычно не меньше месяца уходит на то, чтобы только вытянуть из клиента тот смысл, который он хотел бы заложить в символ. Ваше руководство всю эту работу для себя уже проделало и имело на руках те требования, которым должна отвечать символика. Бриф был составлен, с менеджерами обсуждены цели и задачи, так что мы смогли сразу начать движение по основным смыслам.
– Но при этом вы предложили не единственную концепцию, а три варианта…
– Разумеется, даже на основании одного брифа, то есть краткого соглашения между заказчиком и разработчиком рекламы, можно сделать совершенно разные выводы. Кроме того проекта, который сегодня признан окончательным, мы предлагали в том числе вариант с геральдическим решением аббревиатуры СФУ. Но за основу была принята идея «университета как точки роста».
– Каждый из этих вариантов соответствует какой-то своей тенденции создания фирменного знака?
– Честно говоря, от геральдики хотелось уйти. Она больше подходит к учреждению с вековыми традициями, а на современную архитектуру просто не привяжется. Кроме того, у нее есть тяготение к гуманитарному знанию, а от нас требовалось подчеркнуть инновационность, технологичность вуза. Современные тенденции требуют также большей ясности, чистоты формы, она должна быстро считываться (геральдика более декоративна, закодирована, ее надо расшифровывать, разглядывать). И, кстати, «идеологические кнопочки» у каждого варианта – разные. Используя аббревиатуру СФУ, мы подчеркивали фундаментальность российской науки. В окончательном варианте на первом месте стоит инновационность, международные амбиции, федеральность, информационная открытость. Подчеркивать национальный характер оказалось излишним, ведь современное образование и наука – вне границ.
– Что именно станет символом, знаком СФУ?
– Основной знак – это круглая кристаллическая решетка на фоне двух флагов – серого и оранжевого.
– И что это означает?
– Решетка вообще символизирует современную науку, и в этом смысле она не уникальна, принадлежит всем и может быть отнесена к чему угодно – к науке вообще, к технике, к производству. Уникальность университета подчеркивают два флага – как два крыла, под которыми собрана вся множественность университетских подразделений: институты, центры, издательства, медиа …
– А как расшифровать значение цветов?
– Цвета отчасти выбраны с точки зрения технологичности исполнения. Серый прекрасно используется на наших фасадах, оранжевый гармонично вписывается в окружающую среду. А символизируют они наши основные природные богатства: серебристо-серый – металл, а оранжевый, точнее, цвет охры, – это в целом земные недра.
Но это не значит, что вся наша жизнь будет исчерпываться этими двумя цветами, нам этого мало. Основные цвета нужны лишь для того, чтобы не запутаться в пространстве, чтобы понимать, что мы на своей территории. Цвета ее «помечают». Пространство университета – одна из самых мощных вещей, которые влияют на людей, создают настрой, пафос, способствуют коммуникации, позволяют ориентироваться, усиливают эмоциональное и эстетическое восприятие университета. А дополнительная палитра – это и переход в серебро, и в позолоту, и в более теплые, и в более темные тона.

– Какие еще элементы создают стиль?
– Полный комплект фирменного стиля включает 5 основных позиций. Это фирменный блок и фирменные цвета. Далее – типографика, т.е. набор шрифтов для разных целей (например, рубленные шрифты для делопроизводства и каллиграфия для наградных вещей). Фотостиль отражает особенности имиджа: оптимистичность, открытость, человеческий фактор. И наконец, стилеобразующая графическая структура – своеобразный фон, который создается греческим алфавитом, используемым в международном языке науки.
Вся концепция позволяет увидеть жизнь стиля в будущем. Если мы покажем просто знак, то вы не поверите: почему именно этот, а не другой?.. Когда вы видите различное его применение, то даже по элементам стиля безошибочно идентифицируете объект с университетом, – тогда это убеждает и принимается носителями.
– Появление фирменного стиля дает возможность всем подразделениям университета разработать в согласии с ним и собственную отличительную символику. Как они, на Ваш взгляд, должны сочетаться между собой?
– Предложенный стиль позволяет разработать целую коллекцию дополнительных элементов, которые смогут охватить всю амплитуду деятельности университета – от эмблем спортивных команд до визиток сотрудников различных институтов. И, кстати, это не должно быть каждый раз одно и то же – так скучно. В этом смысле тема университета – сложная, это не монотема. Но это ни в коем случае не означает, что каждый институт должен разрабатывать свой знак – так легко разрушить общий стиль и бренд. Написание того или иного подразделения должно быть строго регламентировано – в соответствии с предложенным шрифтом, определенной композицией. При этом облик каждого подразделения вполне может сложиться своеобразным.
– Должен ли кто-то отслеживать правильность использования всех фирменных элементов?
– Обязательно. В университете для этого должен быть создан отдел или назначен человек. Стиль – это как свод законов. Поскольку подразделений много – возможно, следует растиражировать для всех этот «закон» на стандартных носителях. Либо выложить на общий сервер. Это уже вопросы администрирования.
– Можно ли говорить о том, что появление символа – это укрепление бренда СФУ?
– Фирменный стиль не является гарантом того, что бренд заживет, станет коммерчески привлекательным. Для продвижения бренда нужна особая большая работа.
– И последнее: нужно ли максимально быстро, разом, внедрить новый стиль?
– В один день не переоденешься. Думаю, в лучшем случае у вас уйдет два года на распространение стиля, и то если постоянно этим заниматься.

Валентина ЕФАНОВА

Похожие материалы