У других

Так исторически сложилось, что наиболее часто крупнейшие и самые известные университеты мира оперируют, прежде всего, двумя формами знаково-символического выражения их корпоративного стиля – логотип (герб) и девиз (лозунг). Здесь важно обмолвиться: у лучших университетов эти формы потом трансформируются в десятки вариаций – на уровне традиций, архитектурных решений для кампуса, высадки одних, а не других деревьев в окрестностях университета, содержании меню кафетерия университета, особых звуках, запахах, одежде и т.д. Просто логотип и девиз в максимально сконцентрированном виде выражают главные ценности университета.

Лучший университет мира (по версии всех существующих рейтингов) – Гарвардский (США, основан в 1636 году) – является обладателем очень простых и лаконичных герба (логотипа) и девиза. Для тех, кто не знает, Veritas по латыни «истина». Только лучший университет мира с около сотней Нобелевских лауреатов-сотрудников и выпускников может себе позволить настолько «нагло приватизировать» истину. К процессу установления истины тянутся и деньги –Гарвардский эндаумент составляет 34,9 млрд долларов.

Ученые из Кембриджского университета (лучший университет Старого света, Великобритания, основан в 1209 году) с использованием уникальных технологий в 2006 году сумели выложить герб своего университета из множества фосфоресцирующих молекул ДНК; размер его не превысил толщины волоса. Получается, реализовалось единство древней истории и новейших технологий. Девиз университета – Hinc lucem et pocula sacra (священный глоток света и знаний).

У Принстонского университета (США, основан в 1746 году) два девиза. Первый классический Dei sub numine viget (Под Божьей властью процветает) присутствует на гербе. Но в связи с возрастанием международной роли Принстона теперь чаще используется девиз, взятый из формулировки миссии этого вуза: “Princeton in the Nation’s Service and in the Service of All Nations”. Перевести можно как “Принстон в национальных интересах и в интересах всех наций”. Корпоративные ценности, заложенные в данном девизе, иллюстрирует следующий пример. При посещении сайта этого университета одна из первых фотографий, которую видят Интернет-пользователи, – портрет президента университета Ширли М. Тилжмэн, работающей в ее лаборатории по молекулярной биологии с аспиранткой Екатериной Семеновой, которая защитила степень Ph.D в Принстоне в 2003 году.

Университетам же, основанным в индустриальную эпоху, свойственны максимальная лаконичность и прагматизм символики.
Например, Массачусетский технологический институт (США) основан в 1861 году. Его девиз: Mens et Manus («Головой и руками»). На данный момент 63 нобелевских лауреата являются членами сообщества MIT. Выполненная в стиле конструктивизма аббревиатура университета сообщает нам, что в XXI веке победная серия продолжится.

Очень показательным для индустриальной эпохи является логотип Шанхайского университета Джиао Тонг (Китай, основан в 1896). «Всё включено» – цепи, молотки, станки, наковальни, зубцы шестеренок.

В логотипах других азиатских университетов можно увидеть сочетание национальных символов и достаточно традиционных символов знаний и образования. Так, герб Национального университета Сингапура (основан в 1961 году) содержит в себе изображение льва – символ Сингапура, книги – символ знаний, и трехлистника из окружностей (символ китайского Университета Наньянг, который в 1961 году вошел в состав Национального университета Сингапура).

Или, например, Токийский университет – главный японский вуз – обладает и чисто японским гербом. Веерообразные лепестки синего и желтого цвета переплетаются в окружность – символ Японии, страны восходящего солнца.

А еще хотелось бы привести пример, когда наряду с официальной символикой существует (и очень любима) неофициальная. В одном из лучших университетов России Высшей школе экономики сопровождает сайт, напечатана на сувенирах, используется самыми разными подразделениями... ворона! Несколько лет назад птицу придумала художница Анна Аренштейн, вороной ее назвал ректор Е. Ясин, а недавно обновленных ворон нарисовал штатный художник ГУ-ВШЭ К. Быков.
Логотип с буквами используется ВШЭ на представительской продукции, скажем, подарках в министерство...

А сувенирная продукция с птичкой на “ура” идет у студентов...

Подготовил Андрей Шалимов,
аспирант кафедры философии СФУ

Похожие материалы