Некоторые штрихи к портрету

Какой он – студент 4-й площадки СФУ?

Побудительным мотивом для написания статьи стали публикации проф. В. Немировского в университетской газете (весна 2008 г.), затронувшие весьма важные проблемы изучения ценностных ориентаций студенчества, их отношения к культуре в широком смысле этого слова и др.

Нами были проведены опросы около 400 студентов 4-x курсов строительного, архитектурного, дорожно-строительного, инженерно-экологического факультетов ИГУРЭ (проводили опрос и помогали анализировать ответы 20 студентов).

Диапазон вопросов, заданных нашим студентам, весьма широк: от выяснения личностных проблем, касающихся ценностных ориентаций, предпочтений, отношения к собственному здоровью, жизни в общежитии до социально-политических.
Остановимся на анализе некоторых из перечисленных вопросов. Ценностные ориентации студентов 4 курсов ИГУРЭ во многом совпадают с ориентациями студентов «1-й площадки»: мечтают о хорошей работе – 42% студентов, о семейном благополучии – 40%, о получении образования – 31%, здоровье является ценностью для 17%, карьерный рост для 16%, духовная гармония для 3%, спорт – 3%, в ближайшем будущем найти спутника жизни планируют 6,2% студентов, родить детей – 7,8%, стать хорошими специалистами – 3%, сделать что-то важное для страны готовы 3% опрошенных.

Другие пишут, что ценностями для них являются личностный рост, культурная просвещенность, получение образования, чтобы родители «гордились мною», «я очень дорожу учебой, чтобы потом достичь успехов в своей деятельности»; для некоторых ценностями являются опыт, разум, мудрость, вера в Бога. Таких немного, к сожалению. Для других – «не терять в толпе себя и не терять любовь»; для третьих – «справедливость и достоинство», «материальные ценности второстепенны, это не главное в жизни».

На вопрос «Что доставляет Вам истинное удовольствие?» ответы преобладают следующие: юноши истинное удовольствие получают от жизни, от денег, женщин, алкоголя, автомобиля, азарта, экстрима, сна, еды, от общения, от познания, от чтения (только не конспектов), музыки, любимых людей, финансовой свободы, работы, которая нравится, от общения со своей «братвой». Девушки – от еды, здорового сна, работы, которая нравится, от общения со своим любимым человеком, от приятных знакомств, похвалы, от чтения интересной книги, от музыки, общения с друзьями, «когда нет проблем и меня все любят», от спиртного, поездки к родителям в родной город, от чувства любви и независимости, от искусства, классической музыки, кино, театра.

Сравнительный анализ показывает, что совпадающими «удовольствиями» у юношей и девушек являются сон, еда, секс, общение, спиртное, музыка, любимые люди. В ответах девушек по данному вопросу больше лирики, эмоций, а у юношей больше прагматизма, жесткости. Однако «рейтинг удовольствий» наших студентов мало чем отличается от рейтинга, полученного учеными из Манчестерского университета, опросившими 11028 человек из разных стран мира в 2006 году.

Мировой финансово-экономический кризис заставил нас задать студентам и такой вопрос: «Если в условиях кризиса придется «потуже затянуть пояса», то от чего бы Вы отказались в первую очередь?». Студенты проявили понимание ситуации и готовы на определенные личные «жертвы». Отказались бы в первую очередь от развлечений на время кризиса 39% юношей и 47% девушек, от дорогой одежды 16% юношей, 35% девушек, от дорогого питания, деликатесов, экзотических фруктов 22% юношей, 43% девушек, от поездки на личном автомобиле (чаще бы ходили пешком) 20% юношей и 15% девушек, от курения, саун, бильярда, баров – 12% юношей, от алкоголя, саун (только по праздникам!) – 17% юношей и 9% девушек, от дорогой косметики 29% девушек, от салонов красоты – 6% девушек, от сотовой связи, интернета – 15% юношей, 19% девушек, от личных бытовых вещей – 6% юношей, 4% девушек.

Несколько студентов написали, что они и так экономят на всем и давно уже отказывают себе во многом: «то, на что еще можно тратить, и так уже не трачу, так как понимаю, как они тяжело достаются родителям, и стараюсь тратить по нужде», как написал один студент. Одна студентка не без основания констатировала: «куда еще туже затягивать пояса?».

Анализ показал, что более 20% студентов весьма ограничены в материальном плане, они не ходят в ночные клубы, бары, сауны, не ездят на собственных автомобилях, ибо финансовое положение их собственное и их родителей весьма ограничено.
Поэтому не удивительно, что на вопрос «Как Вы оцениваете свое материальное положение сегодня?», 17,5% из числа опрошенных ответили, что вынуждены экономить даже на самом необходимом, а 3,6% написали, что живут фактически в бедности и нищете, и только 3,6% признались, что у них есть возможности удовлетворять практически все свои материальные потребности.

На вопрос «Какие проблемы вызывают у Вас наибольшую тревогу?» из 16 предложенных вариантов ответов 1-е место заняли следующие: загрязнение окружающей среды города, района – 46,4%, состояние медицинского обслуживания – 39,3%, преступность, неуверенность в собственной безопасности – 42,9%, поляризация богатых и бедных – 25%, неуверенность в завтрашнем дне, невозможность планировать свою жизнь – 14,4%, увеличение количества бездомных – 17,8%, коррупция и произвол чиновников – 14,4%.

На вопрос «Что для Вас является родиной?» получены ответы: моя родина – край, город, село, в котором я живу – 53,8%, моя родина – Российская Федерация – 35,7%; 7,1% студентов родиной считают бывший СССР, и только 3,6% затруднились ответить на этот вопрос.

Вот такие штрихи к портрету наших студентов. Этот портрет, конечно, еще полностью не дописан, ибо студенческая жизнь многогранна, противоречива, интересна и сложна. Думаю, что в 2009 г. мы «дорисуем» общими усилиями социальный портрет сегодняшнего студента 4-й площадки СФУ.

В. ГУРИНА, к.и.н., доцент кафедры культурологии
и социологии ИФП СФУ

Рисунок Елены КАРПИЛЕНКО

Похожие материалы