Внимание: пристегните ремни!

Лайнер российской экономики попал в зону турбулентности. Волна потрясений докатилась и до Красноярского края: оперативные сводки об изменении курса валют, информация о кадровых сокращениях на предприятиях и в организациях... Кто виноват в том, что «посадка» не оказалась мягкой – диспетчер, метеоусловия или несовершенство конструкции?..
С директором Политехнического института СФУ, членом правления регионального отделения общественной организации «Союз машиностроителей России» Виктором Николаевичем Тимофеевым мы встречались весной минувшего года. Тогда ещё ситуация и в стране, и в мире была относительно стабильной, а у вуза, который на протяжении многих лет готовит кадры для базовой отрасли промышленности, высвечивались неплохие перспективы. Сегодня многие планы приходится корректировать в связи с кризисом.

– На всех предприятиях военно-промышленного комплекса, с которыми мы плотно сотрудничаем, ситуация пока не вызывает беспокойства, – говорит Виктор Николаевич. – Например, такой партнер СФУ как ФГУП «НПП «Радиосвязь», где базируются филиалы нескольких наших кафедр, предоставляет вузу часть производственных заказов и площадей. Генеральный директор завода Ринат Галеев сказал, что предприятие готово взять несколько десятков выпускников. Пользуются спросом многие специальности: «Машиностроение», «Транспорт», «Тепло- и электроэнергетика» и т.д. Чрезвычайно востребованы специалисты по новейшим информационным технологиям. Ещё до наступления кризиса ПИ СФУ успел закупить пять новейших станков с цифровым управлением, на базе института созданы центры переподготовки специалистов для машиностроения. Продолжаются работы с НПО «Прикладная механика» им. М.Ф. Решетнёва» по поддержке системы ГЛОНАСС. Например, кафедра радиоэлектроники СФУ совместно с радиозаводом и ОАО «Информационные спутниковые системы» участвует в создании сети беззапросных измерительных систем для оснащения глобальной спутниковой навигационной системы.
Многое из того, что планировалось, рушится как карточный домик. Сейчас идет обсуждение концепции промышленной политики Красноярского края на 2009-2020 годы. Ощущение, что проблемы нахлынули быстрее, чем ожидалось.

Однако многим предприятиям, не имеющим отношения к ВПК, пожалуй, уже не помочь…
За примерами далеко ходить не надо: Дивногорский завод низковольтной аппаратуры ввёл трехдневку, потому что спрос на продукцию со стороны строительных организаций резко снизился… Окончательно «потоплен» «Крастяжмаш».

Крупные предприятия, которые ориентировались на таких монстров, как «РУСАЛ», также остановили производство, поскольку гигант заморозил практически все свои крупные стройки, в том числе и строительство Тайшетского алюминиевого завода в Иркутской области. Теперь начнутся судебные разбирательства с подрядчиками…
– Алюминиевая компания перенесла сроки запуска завода в Тайшете с 2009 на 2010 год, а ведь на территории КраМЗа было небольшое производство, которое по заказу компании «РУСАЛ» делало миксеры (разработка ПИ СФУ) для Тайшетского завода
– Да, новый тип миксеров для изготовления сплавов красноярцы производили совместно с рядом зарубежных фирм не только для Тайшета, но и для строящегося Богучанского алюминиевого завода. К сожалению, все люди на малом предприятии предупреждены, что скоро будут уволены. Контракты по Тайшету вообще разорваны, а по Богучанам – на два года приостановлены. Теперь в чистом поле стоит брошенная на произвол судьбы дорогостоящая техника… Стоимость одной только металлоконструкции для миксера – 7 млн руб., а миксера под ключ – 1 млн евро.
Не только в нашем крае некоторые заводы парализованы. В 2008 году по заданию Росавиакосмоса СФУ заключил большой договор (на 28 млн 200 тыс. руб.) с ОАО «Чувашкабель» на поставку алюминиевых заготовок для получения очень тонких проводов (ими оснащают спутники и другие летательные аппараты). На днях звонили в Чебоксары, и нам сообщили, что готовы продолжать работу по договору, но платежи могут быть задержаны до 2010 года.
– Звучит безысходно...
– Мы, конечно, не сидим сложа руки. Сейчас вот ведем переговоры с ОАО «Абаканвагонмаш», ОАО «КАМАЗ», Красноярской железной дорогой и другими предприятиями. Идей очень много: в кризис надо суметь переоснаститься, настроиться, а иначе как выживешь? Например, при нашей военной кафедре можно было бы готовить квалифицированных специалистов по ремонту и обслуживанию специальной техники военного назначения на «КАМАЗе». Несколько лет назад Политехнический институт подписал соглашение о партнерстве с правительством Хакасии. В связке с КраМЗом мы хотели бы принять участие в проектировании и оснащении нового подвижного состава, выпускаемого на заводе «Абаканвагонмаш». Есть планы и в отношении сотрудничества с железной дорогой. Учитывая сегодняшние проблемы с транспортировкой газа по трубопроводу, можно было бы его сжижать, а затем транспортировать в алюминиевых цистернах в любые районы, где трубопроводов нет.

СФУ – единственный вуз в России, который, благодаря суперсовременному оборудованию, может готовить высококлассных специалистов по контролю за безопасностью движения на железной дороге. Мы также могли бы помочь дороге в решении проблемы облегчения подвижного состава.

По заказу правительства края при СФУ создан Региональный центр энергетической и экологической эффективности. Одной из задач центра является модернизация муниципальных котельных. Сейчас на базе котельной в Студенческом городке создаем демонстрационную зону высокой энергетической эффективности для показа самого лучшего в мире современного автоматизированного котельного оборудования, работающего на местных углях, что позволит значительно снизить себестоимость энергии. Нашему постоянному партнеру – КрАЗу предлагаем внедрить технологию электроимпульсной очистки ковшей для жидкого алюминия и т.д. – всего не перечесть.
Считаю, что срочно необходимы законы в поддержку промышленности. Облегчить налоговое бремя и помочь предприятиям с заказами – вот что должна сделать краевая власть в первую очередь. Говорят, что сегодня в российские общеобразовательные школы даже гири из Китая везут, а ведь раньше эти заказы делали отечественные заводы!

Нынешний кризис должен послужить хорошим уроком: казалось бы, очевидное конкурентное преимущество промышленности края – природные ресурсы, однако и они, как выяснилось, не панацея. Пора уже отказаться от экстенсивного пути развития, а иначе и впредь будем терпеть поражение.

Вера КИРИЧЕНКО

Похожие материалы