Бонжур, здравствуйте, Hello!

или Будущие режиссеры документального кино

4 француза и 11 русских. Хорошее документальное кино и работа с утра до вечера. Можно ли за три недели написать сценарий документального фильма?

НЕтрудности перевода. 3 недели студенты говорили на ломаном английском, французском и языке жестов. А всё потому, что в Сибирский федеральный университет приехали документалисты из Франции, которые отобрали 11 человек для участия в семинаре «Сценарная мастерская для авторов документального кино».
Отбор проходил заочно: все желающие отправляли свои проекты в Париж, где их оценивали дистанционно, не видя претендента. Заявок было достаточно много. Как признается один из французских методистов Эммануэль Парро, выбрать дюжину было достаточно сложно, но жюри оценивало не технику участников, а их сюжет. Сюжет – это небольшие истории, которые конкурсанты присылали в Париж. Опытных сценаристов и режиссеров интересовал авторский взгляд претендентов. В число отобранных счастливчиков попали не только студенты, но и профессионалы. Например, известная красноярская журналистка и преподаватель тележурналистики Валентина Вараксина хочет снять документальный фильм о жизни двух мальчиков, один из которых воспитывается в тундре по обычаям ненцев, а другой живет в Красноярске.
Каждый участник и его проект индивидуальны. Практически все сценарии были о Сибири. Мой фильм тоже не стал исключением. Я хочу снять документальное кино о строительстве Байкало-Амурской магистрали, судьбах людей, которые отдали стройке века лучшие годы своей жизни.
Как только французы приехали в Красноярск, началась усиленная работа. У всех нас было ровно три недели, чтобы написать сценарий фильма. День расписан буквально по минутам. За 10 часов мы успевали пообщаться с Эммануэлем, Кристофом, Робэном, Элен и выполнить массу заданий. Участники семинара не только писали сценарии своего кино, но и бегали с камерой в руках по университету. Это для того, чтобы ребята по окончании мастерской могли сами снимать свои фильмы и в качестве операторов. Причем задания были не из легких. Например, найти незнакомого человека в университете, пообщаться с ним и снять о нем трехминутный фильм. Потом это видео разбирали на общем показе, выявляли как технические ошибки, так и ошибки в замысле и сюжете.
В конце дня – лучшее документальное кино мира. Французы показали и свои работы. «Москва Шмелькова» – фильм, снятый Робеном Диме в Москве. Это история жизни подруги писателя Венедикта Ерофеева. Своеобразный взгляд французского режиссера на русскую действительность и жизнь незаконной жены. За 15 дней студенты успели посмотреть лучшие документальные фильмы фестиваля в Lussas, который каждый год проводится в одной из деревушек в пригороде Парижа.
Язык кино не имеет границ. Каждый из участников получил дельные советы о том, как усовершенствовать свой сценарий, разработать сюжет, выбрать героев. В конце этих трех недель те, кто дошли до конца пути (написание досье фильма), получили сертификаты. Теперь дело за малым: доказать, что твой проект действительно интересен, добиться спонсирования, создать съемочную группу и снять шедевр. Руководство родного университета пообещало всем студентам СФУ – участникам семинара – помочь с финансированием их фильмов. А лучшие картины смогут отправиться в августе на фестиваль «Lussas».

Любовь Фрейман, студентка факультета филологии и журналистики ИФиЯК

Похожие материалы