Выбор на всю жизнь

Заведующий кафедрой проектирования и экспериментальной механики машин ПИ СФУ Михаил Петрович Головин не планировал начинать свою карьеру с преподавательской стези. Когда диплом об окончании Красноярского политехнического института был уже в кармане, выпускник намеревался разрабатывать новую технику на оборонном предприятии уральского города Невьянск, работать конструктором. Однако получить допуск на закрытое предприятие оказалось делом непростым.

Михаил Петрович Головин со студентами

– До сих пор не знаю, кто из моих дальних родственников «служил в войсках белых правительств», но только суровую проверку на благонадежность по советским меркам я не прошел, – вспоминает Михаил Петрович. – В это время в родном институте требовался ассистент на кафедру «Детали машин» (сейчас – одна из старейших в вузе кафедра проектирования и экспериментальной механики машин). Здесь были интегрированы учебные дисциплины расчетно-конструкторского профиля. Многое мне дала также московская аспирантура и общение со старой гвардией – профессурой ведущих столичных инженерных вузов. Сразу после защиты диссертации, несмотря на молодость, предложили возглавить кафедру, а чуть позднее и стать деканом машиностроительного факультета. В то время на факультете обучалось порядка тысячи студентов и работало около 200 преподавателей и сотрудников! Приоритетом было развитие наукоемкого машиностроения. Нам удалось открыть редкую специальность «Динамика и прочность машин». Кроме того, был создан пакет программ «CADTrans» для автоматизированного проектирования механических передач и конструирования их элементов, он был доведен до уровня коммерческого продукта: показателем качества может служить предложение корпорации АСКОН включить его в состав интегрированной среды разработчика.

Мы выполняли работы для Красноярского комбайнового завода, НПО ПМ имени М.Ф. Решетнёва. Широкое гражданское применение находили наши разработки для бытовой техники. К сожалению, в середине 90-х годов факультет расформировали: руководство института посчитало, что элитные специалисты в области машиностроения не нужны.

– Какова ситуация на сегодняшний день?
– В течение 10 лет мы готовим специалистов САПР (системы автоматизированного проектирования), ориентированных на машиностроение. По нашей инициативе в 2003 г. в России открыта специализация «Интеграция САПР и информационной поддержки изделий», которая войдет в новый образовательный стандарт в качестве программы подготовки бакалавров, специалистов, магистров. Для повышения эффективности производственных практик на НПП «Радиосвязь» в 2008 г. создан филиал кафедры «Автоматизированное машиностроение». В этом году открыт «Центр наукоемких технологий в машиностроении», интеллектуальной базой которого являются технологии и разработки, а материальной – самые современные обрабатывающие центры и передовое технологическое и испытательное оборудование, мощные вычислительные комплексы на сумму более 60 млн рублей. Поначалу даже в собственном вузе нас не все поняли: зачем, мол, вам дорогое оборудование, которого нет даже у большинства солидных заводов? Зато директора таких крупных предприятий, как «Информационные спутниковые системы им. Решетнёва» и НПП «Радиосвязь», сориентировались сразу и обратились к
СФУ с предложением разместить высокотехнологичные станки на их площадях.
– Однако оборудование приобреталось СФУ и могло быть размещено только здесь. Что же это за супертехника?
– Вот уже четыре года мы используем в учебном процессе четырехкоординатный фрезерный станок с ЧПУ. По инновационным проектам 2007 и 2008 годов приобрели три промышленных обрабатывающих центра (фрезерный пятикоординатный, токарно-револьверный, электроискровой электродный), которые обеспечивают все основные операции. Оборудование позволяет обрабатывать заготовки до полутора метров длиной и массой более тонны с точностью до четырех микрон (четыре тысячных доли миллиметра!). Ребята имеют возможность программировать сначала простенькую обработку, потом сложнее и, наконец, выполняют курсовой проект как комплекс: модель – технология обработки – управляющая программа – деталь. Я убежден, что студент, который работает только в аудитории, инженером никогда не станет. Реальное производство, цех, атмосфера завода – вот что главное!
– Востребованы ли студенты на предприятиях?
– Более чем! Они успешно работают в ЦКБ «Геофизика», в КБ пароходства, на малых предприятиях в качестве конструкторов и программистов. Три года назад ко мне обратился главный конструктор Сибтяжмаша Виталий Иванович Гостяев с просьбой дать ему двоих толковых ребят, которые помогли бы автоматизировать конструкторскую работу на заводе. Поскольку студенты старших курсов у нас уже определены, Сибтяжмаш принял второкурсников Дмитрия Селянкина и Романа Лукина. Кризис вынудил предприятие многих уволить, а эти студенты успешно работают на штатных инженерных должностях.
– Как удается им совмещать учебу с работой?
– Для ребят в КБ установлен гибкий график: не по часам, а по заданию. Это очень эффективно! Оба учатся на «отлично». Кстати, показателем того, что наши студенты успешно совмещают работу с учебой, является единственная в СФУ стипендия им. М.Ф. Решетнёва, четыре молодежных гранта РФ по программе «У.М.Н.И.К», значительное количество научных статей, доклады на международных конференциях. Преподаватели кафедры вместе со студентами ежегодно получают три-четыре патента на изобретения, только в 2008 году пришло семь свидетельств Роспатента о регистрации программного обеспечения, инновационные проекты 2008 года финансировались более чем на 7 млн рублей. У нас установлены обоюдовыгодные контакты с английской фирмой DelCAM, ведущим разработчиком программного обеспечения для машиностроения.

Выпускник ПИ СФУ 2008-го года Евгений Шахура выполняет заказ на современном оборудовании, способном создавать «шедевры»

Идет процесс изготовления детали интерьера

– Михаил Петрович, Вы координируете работу Политехнического института СФУ в области автоматизированного машиностроения на НПП «Радиосвязь». Есть уже практические результаты от такого сотрудничества?
– Руководство НПП «Радиосвязь» очень хорошо понимает, что наши студенты – их кадровый резерв, а преподаватели и аспиранты могут внести серьезный вклад в решение производственных задач. На предприятии выделены и оборудованы помещения филиалов кафедр СФУ. У многих заводов сегодня нет заказов, а НПП «Радиосвязь» действует и развивается. Это значит, студентам-политехникам в условиях кризиса гарантированы уникальные возможности профессионального роста на реальных задачах в период заводской практики. Сфер приложения сил достаточно для всех специальностей машиностроительного профиля. Все этапы: от идей до экологически чистой утилизации должны быть реализованы в едином информационном пространстве. Именно в решении перспективных задач предприятия участвуют сегодня преподаватели и студенты СФУ.
Исследования сотрудников ПИ СФУ, создавших в 2006 году научную лабораторию «Возобновляемые источники энергии», доведены до уровня промышленного производства свободнопоточных микроГЭС: получено 7 патентов, создана рабочая документация на изготовление промышленных образцов, массовое внедрение которых планируется в Красноярском крае и в Горном Алтае. В 2009 году для Алтая будут изготовлены две микроГЭС мощностью по 20 кВт каждая, сейчас ведутся переговоры на поставку в Алтайский край ещё пяти агрегатов общей мощностью 250 кВт.

Наталья ДМИТРИЕВА

Похожие материалы