Монах-академик из Красноярска

Иван Аполлонович Фигуровский

Современники так писали о нем: «Как сложна, как многообразна могучая душа этого сибирского богатыря-монаха, отдавшего всю жизнь скромному миссионерскому служению в далеком Китае. Современник Леонтьева, Розанова, Владимира Соловьева, Страхова, их оппонент и собеседник в религиозно-философских собраниях Петербурга...» Речь пойдет об основателе Китайской Православной Церкви митрополите Иннокентии (Фигуровском).

Иван Аполлонович Фигуровский родился 22 февраля 1863 г. в семье сельского священника села Пановского Кежемской волости Енисейской губернии. Cохранилась метрическая книга с записью о рождении и крещении будущего «монаха-академика», но его родное село скоро уйдет под воду очередного рукотворного моря. Начальное образование Иван Фигуровский получил в Красноярском духовном училище, затем поступил в Томскую духовную семинарию, но, не окончив ее, вернулся в Енисейскую губернию. В 1884 г. был рукоположен в священники Дербинской церкви, также находящейся сейчас на дне водохранилища.

В 1886 г. Иван Аполлонович уехал в столицу, где окончил Петербургскую духовную академию и принял монашество. В 1892 г. иеромонах Иннокентий (Фигуровский) получил степень кандидата богословия и был назначен на должность смотрителя Александро-Невского духовного училища, а в 1894 г. рукоположен в сан архимандрита и стал ректором духовной семинарии в столице Российской империи.
Очередной, но уже последний раз жизнь Иннокентия круто изменилась, когда он, будучи настоятелем Московского Покровского миссионерского монастыря, в 1896 г. был назначен главой Российской духовной миссии в Пекине – этого старейшего учебно-научного и политического русского учреждения в Китае. И здесь архимандрит Иннокентий впервые, сломав традицию, поехал в Пекин не через Сибирь, а морем, познакомившись с работой миссионерских и китаеведческих учреждений в Лондоне, Париже, Риме.

Весной 1897 г. красноярский миссионер прибыл в Китай, начав знакомство с этой страной не через Монголию, как это всегда было прежде, а через Шанхай. Затем он приехал в Пекин, состояние русской миссии в котором самый авторитетный на тот период русский миссионер на Дальнем Востоке Николай Японский (Касаткин) охарактеризовал так: «В Пекине наша миссия мертвая», а в своем дневнике отметил об Иннокентии: «Хороший он человек, но едва ли обновит Пекинскую миссию». Но «богатырь-монах» смог переломить ситуацию. Для этого он выучил китайский язык, организовал работу по переводу на китайский язык богослужебной литературы, открыл свою типографию. До сих пор ценнейшим источником по истории китайской культуры и китайского языка остается издававшийся им и его преемниками полвека журнал «Китайский Благовестник». Трудно представить себе развитие русско-китайских отношений и отечественного китаеведения без изданных Иннокентием словарей, справочников, путеводителей, сборников документов. В 1915 г. на территории миссии было построено новое здание библиотеки, ставшее крупнейшим хранилищем книг и документов.

Первые годы службы архимандрита Иннокентия в Пекине пришлись на тяжелое время. Во время восстания ихэтуаней Иннокентий пережил осаду, оказывая медицинскую помощь раненым солдатам и матросам. Современники отмечали, какой эффект на восставших китайцев имело появление во время боя на вершине баррикады двухметрового богатыря в черной рясе.

А вскоре Иннокентий разогнал немецких солдат, вознамерившихся в отместку за убийство своего посла разрушить жемчужину Пекина – монастырь Юнхэгун. Но главный подвиг Фигуровский совершил в 1902 г. в Петербурге. Вызванный в Россию для решения вопроса о полном закрытии русской миссии в Китае, он вернулся в Пекин уже в сане епископа Переславского, став преемником св. Иннокентия Иркутского и первым православным епископом Пекина.

Иннокентий (Фигуровский) был одним из самых активных и влиятельных лиц на всем Дальнем Востоке. Работая в Китае, он старался опираться на своих земляков и родственников: для создания первой женской православной общины в Пекин была приглашена из Красноярска старица Евпраксия; велась переписка с монахами Знаменского скита (современный Дивногорск); перебрались работать в китайскую столицу мама и родной брат Ивана Аполлоновича. Ему удалось обратить в православие десятки тысяч китайцев в самых разных районах страны. Организаторские способности Иннокентия и созданная им материальная база в виде разного рода промышленных и сельскохозяйственных предприятий помогли выжить тысячам белоэмигрантов. В наследство от Иннокентия Советский Союз и современная Россия получили самое большое в мире посольство, расположенное в центре Пекина.

Епископ Иннокентий вошел в историю как крупнейший синолог своего времени. В справочной литературе о нем говорится: «Знаток китайского языка. Знал 62 тысячи китайских иероглифов. К нему обращались китайские профессора за разъяснением непонятных иероглифов». Уже в 1910 г. современники писали: «Начальник миссии… ныне закончил издание монументального полного словаря, вышедшего в двух больших томах и заключающего в себе 2100 страниц текста. В этом словаре истолковано 16845 китайских иероглифов и 150000 выражений из китайских классиков и разговорной китайской речи. Словарь этот при изучении китайского языка и литературы составит настольное руководство». Позднее издавались и другие словари епископа Иннокентия, например, карманный китайско-русский словарь 1914 г. включал 10 тыс. слов в порядке русской транскрипции иероглифов с указанием тонов пекинского диалекта. Иннокентий также оставил после себя многочисленные переводы богослужебной литературы, внес значительный вклад в изучение истории миссионерства в Китае и русско-китайских отношений, вошел в историю как христианский мыслитель.

Митрополит Иннокентий (Фигуровский) умер 28 июня 1931 г. и был погребен в склепе церкви «Всех святых мучеников». Сейчас над могилой нашего земляка, оставившего заметный след в истории мировой науки и культуры, в центре посольства Российской Федерации в Китае установлен крест.

Владимир ДАЦЫШЕН, д.и.н., зав. кафедрой всеобщей истории

Похожие материалы