Каково это – быть молодым преподавателем?

Вера Викторовна Печенкина, д.э.н., зав. кафедрой «Экономика и предпринимательства в строительстве», строительный факультет, ИГУРЭ СФУ: «Проблема закрепления кадров в высших учебных заведениях не является новой, поскольку заработная плата преподавателя без ученой степени в 2-3 раза ниже, чем на производстве. Учитывая высокую потребность в кадрах строительного комплекса и соответствующий спросу уровень оплаты труда, рассчитывать на пополнение кафедры выпускниками не приходилось. К тому же молодежь, после 5 лет учебы жаждет зарабатывать самостоятельно, а не «сидеть на шее» у родителей. Тем более приятно, когда сильные в прошлом студенты, а сейчас наши выпускники соглашаются на сотрудничество и возвращаются в «родные пенаты». С позиции бывшей студентки и молодого преподавателя представляем отзыв Камыниной Марии Витальевны, выпускницы 2007 г. ИАС СФУ».

Как и многим студентам, мне не так давно казалось, что обучение в вузе – невероятно тяжкий труд, что злые и жестокие преподаватели заставляют по утрам ходить на лекции, писать курсовые, сдавать экзамены! Но, закончив родной институт, я вдруг начала замечать, что месяц сентябрь стал особенным в моей жизни. В это время возникает огромное желание куда-то идти, начинать новые дела, хочется опять учиться. И когда меня пригласили преподавать «Экономику систем теплогазоснабжения и вентиляции (ТГВ)», была очень рада этому предложению.

С гордостью могу сказать, что закончила строительный факультет Красноярской архитектурно-строительной академии по специальности «Экспертиза и управление недвижимостью». Специальность очень интересная, она дает не только технические знания, но и экономическую подготовку. После окончания института, как и многие, долго искала достойную работу. В своем выборе остановилась на компании «НЭТА». Работаю в отделе вентиляции и кондиционирования воздуха и по сей день. А еще преподаю в СФУ.

Оказавшись в роли «мучителя», естественно, столкнулась с некоторыми проблемами преподавания. Как сейчас помню: первое занятие и удивленные взгляды. Мне 23 года, выгляжу моложе, и студенты при всем желании не могут относиться ко мне с достаточной серьезностью. Сразу складывается ошибочное мнение, что молодой преподаватель не будет спрашивать строго, можно не ходить на его занятия, и вообще это очередной ненужный предмет. Выходом из этой ситуации может стать только терпение и спокойствие. Когда студенты увидят, что молодой преподаватель равнодушен к их неуместным репликам, поймут, что оцениваться будут только знания и старания, и не будет субъективного отношения к студенту, то со временем появится уважение с их стороны, и возраст перестанет быть помехой в процессе обучения.

Преподавание – это не только передача опыта и знаний, но и еще много положительных моментов. К таким я отношу возможность общения – как со студентами, так и с другими преподавателями. Для меня это своеобразное возвращение в студенческую жизнь! Ну и, конечно же, это расширение и углубление собственных знаний. Преподавание стимулирует к совершенствованию. А самосовершенствование и достижение поставленных целей – очень приятные моменты в жизни.

Работая в компании «НЭТА», уже не раз себя укоряла в том, что где-то что-то не доучила в свое время, что-то уже забылось. Эти пробелы приходилось восстанавливать самой, и уже не было рядом тех, кто мог бы подсказать. Сейчас на месте преподавателя очень хочется так научить студентов, чтобы полученные знания помогли им в дальнейшем, и не пришлось, как мне когда-то, терять время на восстановление пробелов.

Быть молодым преподавателем невероятно трудно, но в то же время и невероятно интересно. Хотелось бы пожелать коллегам выдержки и терпения в нашем нелегком труде!

Мария Камынина, выпускница 2007 г. , кафедра экономики и предпринимательства в строительстве

Похожие материалы