МАЛАЯ ИНЖЕНЕРНАЯ АКАДЕМИЯ — НЕ ТАКАЯ УЖ МАЛАЯ

Малая инженерная академия (МИА) была создана в рамках Красноярского центра непрерывного образования инженерных кадров в 1989 году (приказ №485 Государственного комитета СССР по народному образованию от 15.06.89 г. «О создании Всесоюзной экспериментальной площадки для одаренных детей»). Основателями МИА заслуженно считают Смирнова Игоря Ивановича (в то время ректора института) и Осипову Светлану Ивановну, ныне декана факультета фундаментального образования, доктора педагогических наук, профессора, магистра психологии.

Основной задачей МИА является формирование интеллектуального и инженерно-технического потенциала общества, обеспечение высокого уровня фундаментальной допрофессиональной подготовки наиболее способных и одаренных учащихся.

Основное направление работы МИА — раскрытие и развитие потенциальных склонностей и способностей школьников. Оно обеспечивается специальной образовательной средой, которую характеризует проблемность, открытость, многообразие содержания образования, многофункциональность, дифференцированность, динамичность образовательного процесса, направленного на развитие мыслительных процессов учащихся.

В МИА обучаются школьники с 5 по 11 класс. Занятия проводятся по системе «Свободный класс». Эта система реализуется в виде гибких учебных планов и гибких программ. Гибкость программ означает, что в них фиксируется общий объем обязательного материала, а не последовательность изложения и распределения времени по темам. После прохождения базиса слушатели МИА в соответствии со своими интересами выбирают «свои» предметы и направления деятельности, что позволяет дифференцировать и индивидуализировать работу преподавателя со школьниками, а каждому ученику выстроить собственную образовательную траекторию.

Учебный план МИА состоит из блока развивающего обучения, блока гуманитарных дисциплин, блока научных основ организации умственного труда. По всем предметам реализуются прогрессивные технологии обучения — модульные программы, проблемно-диалоговый метод обучения, методика ускоренного обучения, интенсивная технология, индивидуальная работа и др. Неотъемлемой частью образовательного процесса выступает сложившаяся система интеллектуальных соревнований. Это российские и региональные соревнования среди старшеклассников; межпредметные соревнования среди старшеклассников; предметные интеллектуальные соревнования по параллелям и в группах.

Интеллектуальные соревнования — это учебные развивающие мероприятия, отличающиеся по содержанию и методам от традиционных и направленные на активизацию мыслительной деятельности. Основными задачами интеллектуальных соревнований являются: повышение познавательного интереса учащихся; раннее ознакомление школьников с проблемами и методами современной науки; вхождение учащихся в культуру научного исследования; оказание им помощи в сознательном выборе профессии; развитие индивидуальных творческих способностей. Проблемная ситуация, возникающая в ходе интеллектуальных соревнований, становится фактором, влияющим на изменение мотивационной структуры через демократический стиль общения, ситуацию выбора, личную значимость процесса поиска истины, творческий вид деятельности.

Так, например, на ежегодных «Конкурсах смекалистых» слушатели МИА демонстрируют — вот уже 18 лет — умение выявлять и разрешать технические противоречия, преодолевать психологические барьеры, использовать фонд физических эффектов и явлений для разрешения механических противоречий.

В рамках интеллектуальных соревнований в МИА есть опыт сотрудничества по международным дистанционным проектам «My sweet Valentine» и «Siemens». Это сотрудничество в области школьных творческих проектов было достаточно успешным (3 место по России, победители конкурса «Команда месяца»).

В связи с переходом общеобразовательных школ на профильное обучение, в МИА реализуется сетевая модель взаимодействия на профильной и предпрофильной ступенях. Гибкость образовательной системы МИА позволяет привлечь к взаимовыгодному сотрудничеству разные образовательные учреждения. Важной характеристикой профильного обучения является включение в учебный план профильной школы элективных курсов по выбранному профилю, осуществляемых на базе института. В МИА учащимся предлагаются различные формы элективных курсов с обязательным включением исследовательской деятельности.

В образовательный процесс МИА было внедрено множество педагогических инноваций, что послужило экспериментальной базой для четырех кандидатских и двух докторских диссертационных исследований. Преподаватели МИА на протяжении многих лет ведут проблемно-методические семинары повышения квалификации учителей по вопросам непрерывного образования на этапе «Школа-вуз», являются научными руководителями и консультантами школ в инновациях по этому направлению, а также экспертами и членами жюри разных конкурсов (для учителей, школьников, проектов). Средний возраст преподавателей МИА — 38 лет.

В 2000 г. результаты исследовательской деятельности МИА и их реализация в педагогической практике учебного процесса МИА, оформленные в виде части конкурсной коллективной работы ИЦМиЗ «Локальные системы образования: педагогическая концепция и феномен практики», были удостоены премии Правительства РФ в области образования.

В современных условиях перехода школы к личностно-ориентированной парадигме обучения и компетентностному подходу на старшей ступени обоснована необходимость построения совместного учебного процесса современного вуза и школы. В связи с этим перспективным направлением работы МИА является создание двух профессионально-ориентированных классов: инженерно-металлургического и горного профиля.

НАША СПРАВКА.
Гафурова Наталия Владимировна — доктор педагогических наук, профессор кафедры «Инженерная педагогика», до момента создания СФУ являлась проректором по учебно-воспитательной работе ГУЦМиЗ. Автор более 60 научных трудов, в том числе 5 монографий.

Одна из самых молодых докторов наук в СФУ !!!

Содержание образования в классах профессиональной ориентации предполагает введение спецкурсов, соответствующих профилю, проведение лабораторных и практических занятий с привлечением вузовских преподавателей. Разработке этих задач и посвящена инновационная образовательная программа, ставшая одним из победителей конкурса проектов в СФУ. Целью реализации этой программы будет получение качественного контингента абитуриентов в новых условиях инновационного вуза, в синтезе с инновациями в школьной практике.

Эффекты, ожидаемые от реализации заявленных мероприятий, нам представляются следующими.
1. Качественная довузовская подготовка, построенная на основе согласования, преемственности и непрерывности учебных программ школы, довузовского образования, вуза, требований к абитуриенту.
2. Развитие компетентностей, способностей, творчества, инициативы абитуриентов.
3. Высокая мотивация выпускников МИА к обучению именно в этом вузе на основе личностной включенности в корпоративную среду вуза и осознанного выбора специальности при насыщенном, многофункциональном информационном поле.
4. Высокий уровень адаптации к учебному процессу вуза.

Эффект для СФУ будет заключаться в разработке и построении моделей инновационного продуктивного довузовского образования, которые можно тиражировать в системе профессионального образования, а также в новом качестве профориентационной работы.


Наталия ГАФУРОВА