Клиника в рекламе не нуждается

­– Кто последний к Кате? – раздается вопрос, и очередь пополняется ещё одним «пациентом» клиники, точнее, клиентом. Дело в том, что клиника эта – не медицинская, а юридическая: здесь не тело и душу «врачуют», а помогают разрешить правовую проблему.

Сегодня суббота. По расписанию в этот день по адресу Маерчака, 3 консультируют население студенты четвертого курса Юридического института СФУ Владимир Каплеев и Екатерина Беспалова. Время 14 часов – начало приема, в коридоре – восемь человек. Подхожу, знакомлюсь. У каждого свои проблемы, своя боль…

– Я рядом живу, – говорит Тамара Д. (имя изменено). О том, что здесь бесплатная юридическая консультация, знаю давно. Однажды ребята уже помогли мне по жилищному вопросу, надеюсь, что и сейчас подскажут выход: я им полностью доверяю.

– Наталья, – представляется женщина средних лет. – Сужусь с жилищной компанией. Пришла к Володе Каплееву. Хороший он, до этого мне никто не помогал, все говорили – нет, ваше дело безнадежное. А этот – молодец! С 2006 года у меня дело тянется (она кивает на пакет, из которого видна толстая пачка бумаг). Коммунальщики не признают иск, а суды встают на их сторону.
– А в чем, если не секрет, суть вопроса?
– В квартире было прописано четыре человека, но фактически проживали трое. В 2006 году неплательщик выписался, и все долги почему-то повесили на меня, да ещё и социальная служба отказала в субсидии – но это уже повод для другого иска.


Прием ведут студентки Юридического института СФУ

– Вы меня не фотографируете? – смущается «бабушка из очереди». – Валентина Николаевна меня зовут.
– А у Вас что стряслось?
– Ущерб пытаюсь взыскать за испорченные овощи…
– Кто выступает Вашим защитником в суде?
– Сама я, разве ж хватит денег на адвокатов-то? К одному пришла – 500 руб. взял, к другому – тысячу, а у меня иск всего на 6 тысяч. Про клинику узнала от Марины Добровольской. Она посоветовала обратиться сюда. Сначала я на Сурикова приходила (там тоже студенты принимают), но там – запись. Причем за полмесяца, а то и за месяц вперед. Живая очередь – удобнее. Здесь, на Маерчака, 3, раньше принимала Анечка Лукина. Она мне очень нравилась, куда делась? Помню, всегда мне сама перезвонит: давайте встретимся, вы мне бумаги передадите. Очень ответственная…
– Если б не эта клиника, куда пошли бы за консультацией?
– Да никуда. «Платные» хуже консультируют, чем ребята, – и деньги вытягивают. А эти от души стараются, и так все разъясняют, что любому понятно.
– Защита знаете, сколько стоит? – не выдерживает сидящая рядом Наталья. – Пять тысяч берут за составление искового заявления и 2,5 тысячи требуют за одно судебное заседание! Поэтому я тоже отказалась от услуг адвоката.

– А мне исковое заявление студенты помогают составить, – вступает в разговор ещё одна посетительница клиники – преподаватель Новосибирского гуманитарного института Людмила Юрьевна Печенкина. – Я в Красноярске – по делам. О клинике узнала от своих коллег-преподавателей. Составить исковое заявление у адвоката в Новосибирске стоит 500 рублей – для меня это существенно, а здесь бесплатно. – Замечательные ребята, корректно себя ведут, по-моему, и квалификации хватает. Более того, они готовятся к разговору, что сразу видно. Я это ценю как преподаватель. Моя специальность «Финансы и кредит», но к юристам с большим пиететом отношусь…

За разговором «пролетели» два часа, отведенные на консультацию. «Юристы» клиники не успели принять двоих посетителей. Извинились, перенесли время визита на другой день. Оказывается, ребятам надо торопиться на лекцию. У меня для беседы с ними – всего несколько минут.
– Вы консультируете в основном по гражданскому законодательству? – интересуюсь у Е. Беспаловой.
– Не только. Если есть вопросы из области семейного, трудового, уголовного законодательства – мы и за них беремся. Сегодня у меня в работе дело по включению в наследственную массу жилого неприватизированного помещения умершего человека и дело о восстановлении в родительских правах. Обращаются в основном малообеспеченные люди, что приятно, потому что клиника на них и рассчитана. Раньше я работала в общественной приемной по дистанционному консультированию, куда письма писали заключенные. В основном обращения были по поводу предоставления больничных листов, нарушения прав содержания в колониях и иных местах лишения свободы.
– Всё ли необходимое есть для нормальной работы клиники?
– Материально-технически мы полностью обеспечены: компьютеры, принтер, ксерокс – все в порядке, вот только ручек иногда не хватает – клиенты по рассеянности уносят (смеется). Раньше был недостаток посетителей, а сейчас – хоть отбавляй. Сегодня я успела принять троих человек, Владимир – на одного больше.
– Требуется ли помощь кураторов?
– Если вопрос очень сложный – обращаемся к преподавателям основных кафедр в часы их дежурства.
– Мы начинаем работу в клинике на третьем курсе, в то время как производственная практика только после четвертого, – говорит В. Каплеев. Одно дело постигать юриспруденцию абстрактно – по учебникам и на лекциях, совсем другое, когда к тебе приходит пенсионер и начинает нескладно, неграмотно излагать свою проблему. Для нас это, в первую очередь, самообразование. Именно в клинике подчас выплывают дела, о которых многие преподаватели даже и не подозревали. Жизнь всегда интересней, и попадаются иногда такие заморочки… Потом вся кафедра обсуждает случай, который принесла какая-нибудь бабушка .
– Например?
– Большинство обращений, как правило, связано с земельным или жилищным вопросами. Например, вот только что было интересное дело. Организация (ЖЭК) неправильно сделала выписку по финансово-лицевому счету, учла человека, который по конкретному адресу не проживал, из-за чего другой человек не получал субсидию. Сейчас мы пытаемся взыскать сумму субсидии с ЖЭКа. Случай беспрецедентный, я сам первый раз об этом слышу. Если удастся выиграть спор, будет один из первых случаев в Красноярске, когда жилищные субсидии взыскиваются не с государства, а с ЖЭКа – из-за того, что он неправильно сформировал финансово-лицевой счет.
– Вы могли бы выступить представителем в суде?
– Недавно выступал. На третьем курсе нас в суды не пускают: считается, что рановато, мало знаний, можно только с четвертого.
– Выиграли дело?
– Нет, проиграли. Но там действительно ничего нельзя было сделать.
– Есть ли у вас в клинике постоянные клиенты?
– Есть! Как правило, это те, кто ходит с одними и теми же «долгоиграющими» делами.
– Благодарят?
– Часто. В основном на словах, но иногда шоколадку принесут. Были случаи, что и деньги предлагали, но мы – не берем. Консультация – бесплатная!
– Ребятам я всегда говорю: если ошибётесь по собственной недоработке, может так случиться, что после процесса вы поедете домой, а этот человек отправится на вокзал, потому что ему больше негде жить, – рассказывает руководитель клиники И.А. Шевченко. – Это серьёзная ответственность. В прошлом учебном году к нам, в общественные приемные, обратилось 1025 граждан. – Сегодня юридическая клиника выступает базой для разработки и апробации инновационных технологий практической подготовки юристов, некоторые из которых уже успешно применяются в традиционном учебном процессе Юридического института СФУ и программах повышения квалификации представителей адвокатского сообщества. Однако есть у нас и проблемы: нередко в клинике появляются дела, которые не могут быть разрешены без экспертных правовых знаний. Клиника нуждается в кураторах и в преподавателях-консультантах по сложным правовым вопросам. Пока на оплату их труда нет финансирования. Но находятся и альтруисты. Например, профессор кафедры уголовного процесса А.С. Барабаш и аспирант той же кафедры А. Брестер по своей инициативе бесплатно курируют нескольких студентов клиники. Их подопечные «растут» на глазах. Я уверен, если юридическую клинику развивать, в том числе через институт кураторства, то мы сможем выпускать юристов-профессионалов как минимум не ниже среднего уровня практикующего адвоката.

Юридическую клинику посетила Вера КИРИЧЕНКО

На фото – руководитель Юридической клиники Илья Шевченко

НАША СПРАВКА

Юридическая клиника СФУ была создана в апреле 1998 года на базе общественной приёмной Красноярского Общественного комитета по защите прав человека и с 2001 года является структурным подразделением юридического факультета. Руководство клиникой с момента её основания и до ноября 2007 года осуществлял председатель Общественного комитета по защите прав человека, доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой уголовного права, Заслуженный юрист Российской Федерации А.С. Горелик. Сейчас возглавляет клинику к.ю.н., доцент кафедры уголовного процесса ЮИ СФУ И.А. Шевченко. Общественные приёмные клиники работают по адресам: ул. Маерчака, 3, оф. 616; ул. Сурикова, 42 (Марковского, 35); ул. Железнодорожников, 15.
В сентябре каждого года объявляется индивидуальный набор студентов 3-4 курсов на обучение в подразделениях клиники. До того как приступить к работе с клиентами, студенты проходят дополнительное обучение в рамках факультативов «Профессиональные навыки юриста», «Основы клинической деятельности» (имитационная клиника), которые направлены на формирование и развитие у них основных навыков юридической деятельности. По результатам обучения принимается решение о допуске студента к практике в клинике.
Граждане, благодаря помощи студентов, получают не только юридическую помощь в разрешении своих правовых проблем, но и доступ к правосудию, что предусмотрено и гарантируется Конституцией РФ.

Похожие материалы