Путь домой

Нынешняя новость – доселе небывалая. Молодым ученым отдали целый этаж в новом студенческом общежитии квартирного типа. Да еще предоставили право самим определять, кто будет сюда заселен. И то, и другое – личное распоряжение ректора. Ни членам ректората, ни директорам не было позволено «протежировать» своих преподавателей, это должны были решить сами молодые ученые. И они решили.
Нелегкое это дело – распоряжаться чужой судьбой. Даже мне, человеку абсолютно незаинтересованному и присутствующему для обеспечения гласности, периодически становилось плохо, когда приоткрывалась чья-то конкретная история. Доцент, 9 лет проработавшая в СФУ, говорит, что больше не может жарить картошку на общественной кухне и ходить в один душ со студентами, которых учит. А ей отказывают – потому что метраж ее нынешней общаговской комнаты чуть ли не царский. Или вот знакомая фамилия – и я вспоминаю парня, который еще два года назад говорил: «Мне жениться пора, а куда я девушку приведу, в общагу?». Он – тоже не прошел, точнее, оказался в списке тех, кто не соответствует всем формальным признакам. … Один из членов совета просто не выдержал бремени ответственности. Спросил: «Так это мы сейчас дадим ходатайство определенному числу людей, чтобы их поселили в квартиры, а остальным автоматически откажем?». И, получив, утвердительный ответ, ушел: «Я отказываюсь в этом участвовать». (Думаю, он представил, что станет говорить тем своим коллегам, которые тоже нуждаются в жилье, но были отклонены – у кого-то список трудов не заверен печатью, у других, опять же, хватает общежитских метров).

Да, все было непросто. Изначально права голоса лишили четырех членов совета как лиц заинтересованных (их заявления на квартиры тоже рассматривались). Революционная идея рабочей группы – не учитывать наличие детей и бытовых условий, а только научную успешность, рейтинг («иначе человек так никогда и не создаст семью, если ему некуда привести вторую половину»), не была поддержана большинством. Поэтому первыми в списке оказались преподаватели с детьми. Таких – 10 заявлений. У всех сложная ситуация: живут в двухкомнатной с родителями 5 человек; снимают квартиру; иногородние; прописаны в общежитии. Далее список пополнялся в соответствии с рейтингом по убыванию. Так набралось 23 фамилии (это с запасом, квот на квартиры меньше). Но за рамками списка осталось еще 20, подавших заявление. Все они не прошли по формальным признакам: у кого-то в собственности зарегистрирована квартира (хотя в ней живут родственники), у других условия в общежитии признаны вполне сносными, кто-то опоздал с документами. Среди них и те двое, у кого самый высокий рейтинг среди молодых ученых.

Пока члены совета согласились в том, чтобы не разглашать список: «Обнадежим людей, а вдруг их не поселят». Они сегодня только ходатайствуют – за тех, а не других. Но главное – это решили они сами. Определили критерии и ими руководствовались. Персонально рассматривали каждое дело. И открыто могут сказать всем, кто остался ждать своей очереди: теперь вы знаете приоритеты; в следующий раз, когда молодым специалистам дадут не этаж, а дом (есть такой проект), – у вас будут все шансы, чтобы туда заселиться.

Валентина ЕФАНОВА

Похожие материалы