Что делает университет федеральным

Дни Тувы в Красноярске. Повестка не исчерпана

– Вы знаете, что сказал президент Монголии, когда увидел княжеские захоронения, найденные в нашей «Долине царей»? «Теперь я понял, кто владел миром». Понимаете, вы прямые наследники великой скифской цивилизации и должны гордиться своей культурой!

Еще много таких вдохновляющих вещей говорил глава Республики Тува Шолбан Кара-оол на встрече со студентами-тувинцами, обучающимися в красноярских вузах и техникумах. Про то, что минерально-сырьевая база Тувы оценивается в 500 млрд долларов («Это настоящая шкатулка сокровищ, только она закрыта, и вам предстоит найти и открыть ее»). Что именно с помощью сегодняшних студентов республика надеется поднять экономику и вырваться из числа высоко дотационных регионов. Что руководство не хочет, «чтобы про тувинцев говорили...» (и тут Шолбан Валерьевич говорит несколько фраз на тувинском). «Мы – наследники великой культуры».

Трудно было не заметить эту молодую семью на встрече тувинского землячества в СФУ. Гульмира Чебокчинова оказалась студенткой нашего университета. Она учится на 4-м курсе по специальности «Городское строительство и хозяйство». Муж Сурэн в свое время поступил в медицинский, но не доучился и сейчас осваивает юриспруденцию в Тувинском университете. Шутя говорит: «Лучше быть плохим юристом, чем плохим врачом», но на самом деле жалеет, что в свое время сделал глупость, бросив учебу, и теперь, после защиты диплома, собирается приехать в Красноярск получать второе высшее. Сейчас помогает нянчить дочку. Я спросила – как это они решились, вдали от дома, еще и завести ребенка. «А это у нас традиция. Мы сами в общежитиях росли. А наши и бабушки, и мамы, и папы учились здесь, в Красноярске, кто в педагогическом, кто – в медицинском». Маленькая Салгал внимательно прислушивается – ведь скоро, лет через 17, ей тоже предстоит поступать сюда. В СФУ.

И все это было очень приятно слушать. Единение небольшого этноса вдали от собственной столицы внушало уважение. Разговор без посредников первых лиц республики со своими студентами, и не с отобранными по признаку успешности, а со всеми, – вызывал доверие. Праздничное, приподнятое настроение собравшихся просто заражало.

А за час до этой встречи в соседней аудитории СФУ прошел круглый стол тувинской делегации с ректорами красноярских вузов. И здесь тоже была, можно сказать, положительная энергетика, хотя проблемы поднимались не легкие, на первый взгляд даже неразрешимые. Ежегодно республика отправляет в российские вузы полторы тысячи выпускников школ, и 90% их возвращаются, а специалистов всё нет, не с кем поднимать производство. «У нас аграрии заливаются молоком, а в магазинах мы видим только продукцию из других регионов, не умеем сами перерабатывать. Открывали птицефабрику – не могли найти технологов, приглашали из Абакана, Москвы. Когда проводился конкурс на должность главного архитектора Кызыла, а это субъектные полномочия, кандидатов, собственно, не было…» Прекрасная экология республики может предоставить сырьевую базу для производства медикаментов, но это опять же не реализуется.

Поэтому подготовку кадров и развитие интеллектуального потенциала Ш. Кара-оол назвал главной задачей правительства. Тенденцию наших вузов открывать в Кызыле филиалы руководство республики не слишком приветствует, называя зигзагом рыночной экономики. Ну что за вуз, который располагается в 2-3 комнатах, какое там может быть качество? Напряженно и внимательно вся делегация слушала, что говорят об их детях, обучающихся в Красноярске, в чем они не дотягивают, какая им требуется культурная и образовательная адаптация, за что их отчисляют. Выражали готовность вмешаться в решение проблем по каждому иванову-петрову-сидорову. И искренне благодарили за то, что «учите наших детей уму-разуму».

Вообще, каждый второй медик республики подготовлен нашим КГМУ. Ректор медуниверситета И.П. Артюхов знает все проблемы здравоохранения Тувы и считает необходимым готовить для республики специалистов, исходя из специфики этой территории. Здесь продолжительность жизни одна из самых коротких в России. Много травматизма. Высокий процент заболеваний сердечно-сосудистой системы, а стало быть нужен кардиохирургический центр. Есть заболевания, продиктованные йододефицитом. Все эти проблемы требуют и серьезных научных исследований. А еще больницам Тувы требуются врачи общей практики – ведь студенты обучаются в Красноярске на одном оборудовании, а возвращаясь в районные больницы Тувы, попадают в прошлый век..
Давние связи у Тувы и с нашим педуниверситетом, который вот уже 40 лет готовит для нее кадры. Ведутся совместные исследования в области биологии, этнографии, археологии и др.

Сегодня тувинцы учатся в 8 вузах и 5 средних специальных учреждениях Красноярска. Больше всего медиков – 175 студентов.


А сейчас большие надежды республика связывает с Сибирским федеральным университетом. По данным правительства Тувы, в разных институтах СФУ обучаются 126 их студентов (по нашим данным – 77). Приятно, что у нас тувинцы стремятся учиться не на модных экономистов-юристов, а на специальностях в области строительства, транспорта, энергетики, геологии. Туве также нужны специалисты горного дела, металлургии цветных металлов, информационных процессов управления, защиты окружающей среды и др. Так что наши приоритеты совпадают.

Елена ЛАРИНА

Цифры

>> Территория Тувы – 170.5 тыс. кв. км. Это больше, чем Латвия, Литва и Эстония, вместе взятые.
>> Горы занимают более 80% всей территории республики.
>> Численность тувинцев – 309 тыс. чел. Это один из немногих регионов России, где население растет.
>> Темпы промышленного роста в Туве сегодня 7,7% (для сравнения: в Новосибирске и Томске – 1,8%).
>> На тысячу проживающих в республике приходится 200 учащихся – самый высокий показатель в СФО.

Культурные отличия

Всемирную известность получило тувинское горловое пение, ставшее неофициальным символом республики. Уникальность его в том, что исполнитель извлекает сразу две ноты одновременно, образуя своеобразное двухголосное соло. В своем пении тувинцы искусно имитируют клич журавля, рев быка, заячье камлание, ход скакуна и др.
Традиционные религии тувинцев — буддизм и шаманизм, причем последний переживает второе рождение (камлания шаманов официально проходят в городах).

Историческая справка

В 1914 г. Тува вступила под протекторат России: под названием Урянхайский край входила в состав Енисейской губернии. В 1921 была образована независимая Народная Республика Танну-Тува (Танну — «высокая, высокогорная», Тува — самоназвание тувинцев). В 1944 г. Тува вошла в состав СССР. Тайвань официально считает Туву своей территорией.

Древности

Символом древней Тувы стала свернувшаяся кольцом бронзовая пантера, найденная при раскопках кургана Аржан-1 в долине реки Уюк. В 2001 году в Тувинской «Долине царей» была обнаружена гробница, возраст которой 2700 лет. Курган был назван Аржан-2. В гробнице нашли останки знатной супружеской пары, многочисленные украшения, представляющие большую художественную ценность, железное оружие, воинские доспехи, посуду и др.
Своеобразным PR-проектом стали недавние раскопки крепости Пор-Бажын на острове тувинского озера Тере-Холь.

Имена

>> Самый известный тувинец, конечно, Сергей Шойгу.
>> Рано умершая знаменитая художница Надя Рушева также была тувинкой по матери, первой тувинской балерины.

Удаль степняка и норов горца

В Красноярске, да и в России не так много специалистов по Туве. Один из них работает в СФУ – это доктор исторических наук, заведующий кафедрой всеобщей истории В.Г. Дацышен. Он автор ряда работ по истории Тувы и русско-тувинских взаимоотношений, в том числе таких книг, как «Саянский узел» и «Саянский рубеж».

– Владимир Григорьевич, скажите, история Тувы считается достаточно изученной?
– Думаю, она на порядок лучше изучена, чем Красноярский край. У тувинцев есть национально-ориентированная интеллигенция, местные и центральные власти поддерживают ее исследования. Недавно в Москве вышло семь огромных томов антологии (составитель С. Шойгу) по тувинской истории – по истории всей Сибири нет такого издания. Однако, это вовсе не значит, что красноярским историкам делать ничего не надо, есть у некоторых тувинских коллег, мягко говоря, «перекосы». Так, профессор Маннай-оол в своей монографии заявляет, что крайняя южная часть Красноярского края, включая всем известные сейчас Ергаки, это «территория Тувы, отошедшая к России в начале ХХ века». Хотя по всем историческим документам современная южная граница Красноярского края была оформлена еще в начале 18 века. Но Новосибирская «Наука» тиражирует эту явно ошибочную версию истории.
– В свою очередь на территорию Тувы имеет притязания Китай. С чем это связано?
– Это довольно запутанная ситуация. Не было никакого акта выхода Тувы из китайского государства, в которое Тува несколько веков входила как часть Монголии. Монголия официально получила независимость от Китая после Второй мировой войны. Но к тому времени Тува уже вошла в состав СССР. Есть «исторический анекдот» – Тува объявляла в свое время войну фашистской Германии, но не заключала с ней мира, поскольку уже была в составе СССР.
– Правда ли, что захоронения скифских царей, найденные на территории Тувы, перевернули все представления о прародине скифов в исторической науке?

– Вряд ли. Никто не знает, откуда произошли скифы. Да, они из Евразии, но Евразия большая. Как известно, классические скифы были европеоидами (т.е. светлыми и голубоглазыми) и индоевропейцами по языку. Поэтому назвать
тувинцев прямыми наследниками скифов, сложно. Хотя, несомненно, тувинцы, как и русские, как и казахи, разделяют общее евразийское наследство скифов, а изучение ДНК приближает к царским скифам енисейских кетов. На территории Тувы много богатых захоронений скифской знати. Но такие захоронения есть и на берегах Причерноморья, на Алтае. А самые богатые в мире курганы вообще, пожалуй, были в Красноярском крае, но их еще в 18 веке окончательно разграбили.
– Что характерно для психологии тувинцев, правда ли, что они воинственны?
– Народ это довольно энергичный и национально ориентированный. В тувинской натуре причудливо переплелась удаль степняка и норов горца. У них сильны демократические элементы – тувинцы практически не подчинялись никаким большим государствам. Власть монгольских князей над ними была номинальной. Казакам в XVII веке там тоже было «не очень комфортно». В составе Китайской империи у них был особый статус – посещать Туву китайцам было нельзя. На определенном историческом этапе изоляция дает много плюсов – элементарное отсутствие инфекционных болезней, ограничение вывоза денег. Китайский император пожаловал тувинцам этот статус, защищая от внутренней экспансии. А по другой версии – для того, чтобы иметь в тылу Монголии себе союзника.
Не надо забывать, что Тува – это не только тувинцы, но и русские сибиряки. Это особенные русские, гораздо больше сохранившие в себе характер сибиряка, практически стершийся в наших городах и пригородах. Их своеобразие – не меньшая ценность для нас сегодня, чем своеобразие тувинцев.
– Простите за циничный вопрос: зачем России Тува?
– Освоение территорий имеет ценность, когда экономика развивается, страна расширяется. Сейчас, когда идет «сужение» России, сокращение населения, уменьшение прибавочного продукта, все территории, по сути, лишние расходы. Но это формальный взгляд. Тува уже данность, она тоже Россия. И как историк я не могу не отметить, что раз русские так упорно шли в эту далекую горную страну, боролись за нее триста лет (а первые сибирские казаки пришли в Туву более чем за десять лет до основания Красноярска), значит, это было нужно. Предки современных тувинцев вошли в состав России – значит, и им это было нужно. Не думаю, что мы вправе пренебрегать наследием предков. В своих исследованиях я пришел к выводу об объективной обусловленности русского освоения Тувы и вхождения тувинцев в состав России.
Тува – удивительный край, во многом уникальный. Это Настоящий Восток, Центр Азии. Здесь выход на древние и современные культуры центрально-азиатских народов. Уникальна и природа. Комаров нет, зато есть снежные барсы; тувинцы разводят оленей и верблюдов. И истоки самой большой реки России – Енисея –здесь, и единственная пустыня на территории нашей страны.
– Что может дать Красноярскому краю сотрудничество с Тувой?
– Расширение рынка и ресурсной базы, новые транзитные пути, взаимообогащение культур, еще много чего. Красноярск мог бы взять в свои руки инициативу изучения, сотрудничества с Тувой. Но пока задела для этого нет. Да, мы готовим для Тувы специалистов – инженеров, медиков, строителей. И их должно быть еще больше: если в СФУ будут учиться только красноярские школьники, то у нас будет красноярский университет, а не федеральный. Но по моему мнению, готовить нефтяников – задача Института нефти и газа, а задача Сибирского университета – познавать Сибирь, готовить специалистов по Сибири и соседним с Сибирью регионам. Кто-то должен начинать академическое изучение уникальной тувинской культуры, практическое изучение тувинского языка. Не в этом ли – одна из миссий СФУ...

Соб. инф.

Похожие материалы