Нужно ли готовить преподавателей СФУ к участию в международных проектах?

Материал подготовлен Эдвардс Н.М., начальником отдела международных проектов и программ и Головановой Татьяной, студенткой гр. ФО-06-1 Института психологии и педагогики (ИППиС) СФУ

С февраля по июнь этого учебного года в СФУ проходит плановый курс повышения квалификации «Некоторые аспекты инновационной деятельности преподавателя вуза» по направлению «Проблемы формирования единого инновационного пространства СФУ». В содержание курса включен модуль по подготовке преподавателей к участию в международных проектах и программах (Седьмая Рамочная программа КЕС, TEMPUS, DAAD и др.). Содержание и формы подготовки модуля ежегодно меняются, так как меняются условия и содержание международных программ. Однако нам показалось важным выявить и потребности ученых нашего университета в подготовке к международным проектам, определить необходимое содержание и формы такой подготовки для последующих курсов повышения квалификации и других форм работы.

В апреле-марте было проведено анкетирование ученых в СФУ с этой целью. Всего учеными было представлено 82 заполненные анкеты во время презентаций международных программ, постоянно проводимых отделом международных проектов и программ; в электронном виде по рассылкам отдела на индивидуальные адреса; в ходе курсов повышения квалификации. Среди них оказались 7 ученых, опытных в международном научном сотрудничестве, 26 – начинающих и 49 – намеревающихся включиться в такую деятельность. Ученым предлагалось самостоятельно отнести себя к той или иной категории в зависимости от наличия и интенсивности международных контактов. География ученых варьировалась от Москвы до Тувинской Республики, так как среди обучающихся на курсах повышения квалификации оказалось много иногородних преподавателей вузов; место работы – СФУ, другие вузы региона, институты СО РАН.

Предметом пристального внимания при опросе стало определение, прежде всего, мотивации к международной проектной деятельности со стороны преподавателей вузов, и лишь затем – выявление потребностей в подготовке к такой деятельности, пожелания к содержанию и формам подготовки. В ходе анкетирования удалось выяснить, что международная деятельность в форме совместных проектов является наиболее привлекательной для 73,4% опрошенных ученых, что не исключает их желания участвовать также и в международных конференциях. Наиболее эффективно вовлечь ученых в международный проект, по их признанию, могут т.н. научные менеджеры и посредники – 47,6% и руководство университета, института или кафедры – 14,6%, тогда как оставшиеся 37,8% рассчитывают на внутреннюю мотивацию. Внутренняя мотивация обозначена учеными в следующем соотношении: возможность финансирования – всего 7,3%, возможности профессионального роста - 75,6%, и новизна деятельности – около 1%. Вопрос об эффективных доводах в пользу включения в международные проекты ученые определили для себя следующим образом: успешный опыт коллеги – 31,7%, анализ эффективности российского участия в проектах - 59,8% При этом решающим условием своего участия ученые посчитали: возможность получать информационно-методическую поддержку со стороны – 50%, уверенность в собственных силах - 42,7%, решение руководства - 7,3%.

Рис. 1. Ответы на вопрос: «Необходима ли лично Вам подготовка (в какой-либо форме) к участию в международном научном проекте, если такое участие станет возможным?»

Вывод: Таким образом, для преподавателя вуза участие в международном проекте является желательной формой деятельности, помимо основной, преподавательской. Положительное влияние на мотивацию участия в международной проектной деятельности могут иметь специалисты-посредники, оказывающие квалифицированную помощь, а также руководство подразделений, ориентированное на развитие международных связей в своей научной и/или образовательной области. Убедительным фактором продуктивности участия в международной проектной деятельности для наших ученых являются факты – анализ эффективности работы международных организаций и динамика российского или регионального участия в международных проектах. Утилитарные цели международной проектной деятельности не являются основными для наших ученых. Главными причинами, побуждающими ученых к такой деятельности, являются возможности профессионального роста, дающие социальные, академические и карьерные преимущества. При этом решающим условием включения в международную проектную деятельность ученые считают возможность получать непрерывную информационно-методическую поддержку такой деятельности, а также собственные силы и компетентность в данной деятельности.
Непрерывным вкладом в формирование компетентности к международной проектной деятельности занимается отдел международных проектов и программ, предлагая преподавателям и ученым университета информационно-методическую поддержку. Она осуществляется как в форме навигационных и специальных обучающих семинаров по различным международным программам, так и в форме рассылки информации о программах, проектах и событиях в области международной проектной деятельности на индивидуальные электронные адреса ученых. Текущая информация доступна на сайте СФУ: http://www.sfu-kras.ru/international/programms. Курс повышения квалификации, проводимый ежегодно в весеннем семестре, является целевой формой подготовки к такой деятельности при условии конкурентоспособного научного задела и мотивации к участию в международных научных проектах. Программа и условия зачисления на курсы доступны на: http://www.sfu-kras.ru/studies/fpk

Похожие материалы