Восток – дело тонкое. Но перспективное

Информация о том, что создается новый университет – Университет Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), что он будет уникален и амбициозен – разошлась по всем СМИ. Но широкого обсуждения пока не получила: слишком все еще неопределенно, самое начало проекта. Для Сибирского же федерального университета проект имеет особое значение, потому что мы включены в число немногих его участников! А именно – СФУ победил в конкурсе, где отбирались те российские вузы, которые станут головными по подготовке кадров Университетом ШОС.
Всей координационной работой по составлению заявки на конкурс занимался Андрей Анатольевич УЖВА, помощник проректора по безопасности и кадрам СФУ. Вот какой информацией он поделился с редакцией газеты.

- Заявка была достаточно серьезной, перечень вопросов затрагивал весь срез представлений о вузе – от наличия комфортабельных общежитий, спортивной базы до программ двойных дипломов, преподавания русского как иностранного, системы менеджмента качества и т.д. В общем, наша заявка составила около 160 страниц!
Поскольку принять участие в конкурсе каждый вуз мог только по одной из пяти предложенных «номинаций» («регионоведение», «экология», «энергетика», «IT-технологии» и «нанотехнологии») - а это был конкурс магистерских программ и аспирантуры - мы выбрали направление «экология». Именно здесь у нас представлен целый комплекс программ, из которых мы выбрали пять, представленных Институтом экономики, управления и природопользования (директор Е.Б. Бухарова) и Институтом фундаментальной биологии и биотехнологий (директор В.А. Сапожников).
Вместе с нами в том же направлении «экология» головными вузами названы РУДН и университет Челябинска.
- А что даёт нам участие в проекте?
- В настоящее время мы получили очень хороший PR-эффект и очередное подтверждение того, что наш вуз признается на федеральном уровне одним из лучших, ведущих научно-образовательных учреждений России. В остальном – мы полагаем, что, как минимум, получим дополнительные квоты и федеральное финансирование на обучение иностранцев из государств-членов ШОС по тем магистерским программам, которые были выбраны в ходе открытого конкурса.
- Это может в разы увеличить число обучающихся у нас иностранцев?
- Надеюсь. Ведь для немосковских вузов количество иностранных студентов – большая проблема. А для того, чтобы мы вошли в любые солидные рейтинги, у нас их должно быть порядка 13%. Сегодня в СФУ 48 тысяч студентов, из них лишь 170 иностранцев, т.е. менее процента. И мы прекрасно понимаем, что европейцы – немцы, англичане, французы - если и поедут к нам, то в единичных случаях, а массово мы можем рассчитывать, в первую очередь, на страны бывшего Союза, в частности, центрально-азиатские государства-члены ШОС.
Недавно мы вернулись из Киргизии, из Бишкека и Оша, где почти 50 школьников из 120 прошедших тесты получили очень высокие баллы (85 из 100 по математике) и хотели бы у нас учиться. Мы пока согласились взять 30, самых-самых.
Вообще мы намерены вести целенаправленную работу с государствами Центральной Азии, они для нас очень привлекательны. Во-первых, русскоговорящие, не нужно дополнительных языковых курсов. Во-вторых, их образовательные стандарты очень близки нашим, часто это просто российские стандарты. Следующей страной, на которую мы намерены распространить свое влияние, будет Таджикистан, затем - Казахстан, Узбекистан. Хотя с двумя последними – сложнее: в Казахстане последнее время много денег вложили в собственное образование и не очень хотят оттока студентов, узбекским же вузам для принятия решений об организации сотрудничества с иностранными партнерами необходимо провести множество согласований на уровне республиканских министерств и ведомств …
- В СФУ будет создана специальная структура, координирующая работу с Университетом ШОС?
- Нет. В Программе развития прописано создание в СФУ Центра стратегических исследований стран ШОС. У этой структуры будет очень широкий перечень направлений деятельности, от координации студенческого и преподавательского обмена до организации прикладных научных исследований в интересах наших министерств и крупного бизнеса.
Прелесть сетевого университета, по принципу которого будет устроен Университет ШОС, в том, что не нужно создавать ничего заново. Есть база, учебная инфраструктура, не нужны никакие дополнительные надстройки. Используется хорошо всем известная и проверенная система включенного обучения. Не требуется крупных финансовых вложений. Но, конечно, не хотелось бы, чтобы те обязательства, которые мы на себя сейчас берем как одна из площадок Университета ШОС, финансово и организационно легли только на нас.

Головные вузы

Кто же вошел в список лучших отечественных вузов, на которых в России будет базироваться Университет ШОС?
По «регионоведению» головными определены 4 вуза: МГИМО, Уральский госуниверситет, Московский государственный лингвистический университет и МГУ.
По «экологии»: Российский университет дружбы народов, СФУ и Южно-Уральский госуниверситет (Челябинск).
По «энергетике»: Московский энергетический институт (технический университет), Уральский государственный технический университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, Новосибирский государственный технический университет.
По «IT-технологии»: НГУ, Санкт-Петербургский государственный университет информационных технологий, механики и оптики, Астраханский госуниверситет.
По «нанотехнологиям»: Государственный технологический университет «Московский институт стали и сплавов», Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» им. В.И. Ульянова (Ленина), Белгородский государственный университет.

По каким именно магистерским программ СФУ будут обучаться приезжающие к нам студенты Университета ШОС?

На фото: один из руководителей магистерских программ В А. Кратасюк

Глобальные экологические проблемы. Руководитель: Ваганов Евгений Александрович, действительный член Российской Академии наук, д-р биол. наук, профессор, ректор Сибирского федерального университета; специалист в области дендроклиматологии, дендрохронологии, экологии древесных растений; организатор и руководитель научной дендроэкологической школы, получившей мировое признание
Окружающая среда и человек: основы контроля и надзора. Руководитель: Кратасюк Валентина Александровна, д-р биол.наук, профессор СФУ, ведущий научный сотрудник Института биофизики СО РАН, Почетный профессор Университета Флориды (США), член Президиума Международного биолюминесцентного общества
Охрана природы. Руководитель: Смирнов Марк Николаевич, д-р биол. наук, профессор кафедры охотничьего ресурсоведения и заповедного дела Института экономики, управления и природопользования СФУ
Экологический менеджмент. Руководитель: д-р с.-х. наук, профессор кафедры экотоксикологии и микробиологии Института экономики, управления и природопользования СФУ Тарасова Ольга Викторовна
Общая экология. Руководитель: Тарасова Ольга Викторовна, д-р с.-х. наук, профессор кафедры экотоксикологии и микробиологии Института экономики, управления и природопользования СФУ

Кое-что из истории идеи и концепции Университета ШОС

Идею создать университет Шанхайской организации сотрудничества высказал Президент России Владимир Путин в августе 2007 года на саммите ШОС. Сегодня эта организация объединяет 6 государств - Казахстан, Китай, Кыргызстан, Россию, Таджикистан и Узбекистан с численностью граждан в четверть населения Земли.

За два года была разработана концепция Университета ШОС. Предполагается, что он будет функционировать как сеть уже существующих университетов в государствах-членах ШОС, а также в странах-наблюдателях - Монголии, Индии, Иране, Пакистане.

Цели создания университета - укрепление взаимного доверия, развитие интеграционных процессов в области образования, науки и технологий, расширение возможностей для молодежи получать качественное современное образование.

Со временем подготовка специалистов в Университете ШОС будет осуществляться по таким приоритетным для всех стран ШОС направлениям, как энергетика, экология, машиностроение, металлургия, материаловедение, строительство, транспорт, ТЭК, история, лингвистика, IT-технологии. Сейчас такой полный формат - преждевременен (нет нормативной базы, расхождение образовательных стандартов, отсутствие интернет-линий и др.), и для начала определено 5 направлений - регионоведение, экология, энергетика, IT-технологии, нанотехнологии.

Финансирование университета, которое пойдет в том числе на стипендиальное обеспечение международной мобильности по программам Университета ШОС и покрытие расходов вузов на обучение иностранных студентов, предположительно, должно складываться из средств соответствующих министерств государств-членов ШОС, целевых программ и других источников.

Сейчас Университет ШОС вступил в первый этап создания – определение головных университетов и согласование магистерских программ. Следующими шагами должны стать согласование сроков, форм и траектории обучения студентов в рамках университета ШОС, создание сети информационного обеспечения и дистанционного образования университета, расширение списка направлений и специальностей подготовки; издание собственных научных вестников; проведение мероприятий, направленных на широкое международное признание Университета ШОС и выдаваемых им дипломов.

Кстати, серьезным игроком на поле влияния в странах ШОС активно становится Урал. Целых три уральских вуза вошли в число 16 головных вузов России. Именно в Екатеринбурге только что прошел очередной саммит ШОС (где территория ШОС еще более расширилась - участники саммита договорились придать статус партнеров по диалогу Белоруссии и Шри-Ланке).

А накануне на Урале состоялась международная молодежная деловая игра «Саммит ШОС 2039», которая моделировала жизнь на Земле в середине XXI века, когда править миром будут те, кому сегодня за двадцать. Полторы сотни участников представляли 8 стран - Армению, Казахстан, КНР, Киргизию, Монголию, Таджикистан, Узбекистан, Россию. По их мнению, будущее будет мирным и высокотехнологичным. Молодежь подготовила декларацию, где говорится, что «общими усилиями конфедерации ШОС будет искоренен международный терроризм, в том числе ядерный, побежден сепаратизм и религиозный экстремизм, ликвидированы пути наркотрафика в евразийском пространстве, устранены источники и каналы распространения ядерного, биологического и психотропного оружия». Особое внимание уделено экологии (создание системы обеспечения населения чистой водой, 100-процентная переработка всех отходов, развитие заповедников), образованию (формирование мотивации к саморазвитию, глубокая интеграция образования с наукой), науке (производство на Луне, базы на Марсе и Венере, переход к водородной энергетике и отказ от использования нефти и газа в качестве топлива).

Похожие материалы