АКТУАЛЬНОЕ: электронный портфолио - результат и стимул NEW

|

13 июля 2009 года в Институте педагогики, психологии и социологии Сибирского федерального университета в рамках проекта по гранту IREX прошёл семинар «Электронный портфолио в системе аттестации преподавателей». Участники семинара, сотрудники четырех институтов СФУ и представители КГМУ и КГПУ, обсудили преимущества e-портфолио не только для аттестации педагогов, но и для их профессионального развития и карьерного роста.

Оценка качества образования – одна из наиболее дискуссионных тем современной педагогики. Актуальность этого вопроса возросла в связи с недавними изменениями в сфере образования и переходом на новую систему оплаты труда, в которой помимо базовой части появились стимулирующие надбавки для сотрудников с высоким качеством работы. Для СФУ, где после объединения вузов преподавательский штат увеличился в несколько раз, традиционный мониторинг за качеством образования становится трудновыполнимым. «Одной из насущных проблем, - отметил на открытии семинара первый проректор СФУ В.В. Овчинников, - является увеличение общего числа преподавательского состава в СФУ за счет объединения четырех вузов Красноярска. В настоящее время преподавательский состав превышает 2000 человек, сложно отслеживать уровень профессионального развития каждого работника. Необходима разработка технологии представления реальной ситуации для объективного оценивания и аттестации профессорско-преподавательского состава».

Семинар состоял из двух частей. Первая была посвящена достоинствам и недостаткам современной системы аттестации преподавателей, как в России, так и за рубежом. Участники семинара в качестве проблемы в аттестации преподавателей отметили отсутствие единого общепринятого профессионального сообщества (преподавателей вузов России). В связи с этим решающую роль в аттестации имеет мнение администрации вуза, что заставляет преподавателя представлять лишь наиболее угодную руководству информацию. При такой аттестации представляемая информация является неполной и напрямую зависит от приоритетных направлений развития конкретного вуза, а не от индивидуальных интересов преподавателя.

Во второй части семинара обсуждалась идея электронного портфолио – своеобразного резюме для педагогов, в котором они могли бы отражать не только информацию о своём профессиональном прошлом и настоящем, но и о своих планах на будущее.

«Технология е-портфолио не пришла из ниоткуда, - говорит руководитель проекта, директор ИППС О.Г. Смолянинова. – Она широко известна и распространена еще с прошлого века в зарубежных университетах, в первую очередь в Америке, а в последнее время просто «бум» на е-портфолио в Европе. Как раз там эта технология используется и в системе развития и оценки студентов, и в системе аттестации и профессионального развития преподавателей. На наш взгляд, с помощью e-портфолио можно измерить основные элементы профессиональных характеристик конкретного работника, к которым относятся компетентность, знание и навыки. Кроме того, эта технология привлекательна тем, что в результате накопления данных различного сорта у работника появляется материал для рефлексии и планирования своей карьеры, а у администрации возможность оценить его потенциал и дальнейшие перспективы».

В нашем городе уже есть опыт создания e-портфолио для преподавателей. Коллеги из Красноярского государственного медицинского университета, которые около года назад начали апробировать эту технологию, в числе её сильных сторон отметили то, что информация о педагогах стала более доступной и открытой, что сделало процесс аттестации более быстрым. Также отпала необходимость дублировать сведения в нескольких источниках, появилась единая структура портфолио для всего вуза, которая проста в использовании и удобна для внешней оценки, как экспертов, так и студентов. Однако наряду с этим появился ряд вопросов, требующих более тщательной проработки. Например, возникла необходимость в более чёткой структуре портфолио, в контроле над достоверностью предоставляемых данных, а также в новой системе оценки этой информации.

«Несмотря на то, что с момента внедрения электронного портфолио как обязательного для аттестации преподавателей прошло более года, - замечает доцент, к.п.н. КГМУ Н.Г. Шилина, - вопросов меньше не становится. Однако процесс аттестации преподавателей КГМУ стал проходить менее болезненно, упростилась схема сбора и представления материалов. Непрерывное пополнение сведений электронного портфолио позволяет преподавателю постоянно демонстрировать свою активность».

Кроме формальных показателей сотрудники КГМУ заинтересованы в том, чтобы включать в систему аттестации мнение студентов. Для этого на потоке проводится анкетирование, но не сразу после окончания курса, а спустя какое-то время. Так оценка работы педагога, уже не отягощенная эмоциями от сдачи экзамена, становится более объективной.
Спорным оказался вопрос о структуре и содержании e-портфолио. Проректор по непрерывному образованию и магистратуре Красноярского государственного педагогического университета С.В. Бутаков подчеркнул необходимость одновременного формального и неформального оценивания преподавателя. По этому поводу его коллега доцент И.Ю. Степанова обратила внимание участников семинара на специфичность в представлении неформальных достижений в электронном портфолио. По ее мнению «неформальные достижения особенно значимы и могут быть представлены в электронных портфолио начинающих преподавателей. Профессорско-преподавательскому персоналу с опытом целесообразнее отразить лишь обязательные формальные стороны, этого будет достаточно». Профессор СФУ д.псих.н. Б.И. Хасан высказал опасение по поводу возможных рисков использования электронного портфолио для аттестации преподавателей: «Насильное административное внедрение данной технологии может привести к отторжению и непринятию ее в профессиональном сообществе».

Дискуссия обрела второе дыхание, когда магистрант ИППС О.А. Лукьянова представила пример использования метода электронного портфолио среди магистрантов педагогического направления. В структуру их e-портфолио вошли такие разделы как «Приветствие» (фото, резюме), «Достижения» (образовательные, научные, профессиональные, общественные), «Рефлексия» (анализ своих индивидуальных достижений, размышления о будущей профессиональной деятельности и др.), «Личное» (автобиография, хобби, фото), «Ресурсы» (наиболее интересные и полезные на взгляд автора литературные и интернет источники с точными выходными данными и краткой аннотацией), «Контакты» (номер телефона, e-mail, страница в интернете).

Особый интерес вызвало то, что портфолио создавались не профессиональными программистами, а обычными пользователями. Несмотря на это, они представляли самодостаточный продукт, эффективный для презентации и оценки достижений разного характера. Подобная универсальность e-портфолио не осталась без внимания участников семинара. Декан архитектурного факультета СФУ С.Г. Геращенко отметил: «Ежегодные победы выпускных проектов в общепризнанных архитектурных школах не учитываются при оценке достижений преподавателя, так как в стандартной форме для аттестации нет такой графы. Поэтому преподаватели архитектурных направлений не могут рассчитывать на стимулирование высоких достижений, напрямую связанных с достижениями их учеников».
Участники семинара единодушно отметили, что подобные специфичные для различных областей значимые достижения преподавателей остаются без внимания во многих специальностях и направлениях. Возникла идея проведения параллелей между достижениями одного уровня значимости в разных специальностях. С помощью использования технологии электронного портфолио решение данного вопроса становится более реальным.

В финале семинара О.Г. Смолянинова обратила внимание на то, что использование технологии электронного портфолио позволит обеспечить здоровую конкуренцию и внутри университета (как современной корпорации), и за его пределами. Отпадет необходимость создания нескольких сайтов или блогов. Представление информации на официальном сайте вуза подчеркнет достоверность и статусность достижений отдельных преподавателей и всего вуза в целом. Но чтобы использовать все эти преимущества, технология электронного портфолио должна быть внедрена в университете комплексно, принята структурами разного уровня начиная со студентов и заканчивая преподавателями и администрацией.

О проекте

Руководитель проекта №FY09-UASP – О.Г. Смолянинова, д.п.н., профессор, член-корреспондент РАО, директор Института педагогики, психологии и социологии Сибирского федерального университета:

— Предпосылкой для подачи заявки по данному направлению послужил ряд оснований. Прежде всего, заинтересованность у руководства вуза в решении проблем аттестации. Важной стала ориентация на объективные показатели, свидетельствующие о научных и педагогических достижениях и мотивирующие преподавателей СФУ на дальнейший рост.
Пришло понимание внутри коллектива нашего института, что нам необходимо повышать качество образования. А качество образования наряду с другими показателями напрямую связано с качеством преподавателя. Система аттестации преподавателя, которая существует сейчас, является достаточно формальной и не отвечает ни вызовам времени, ни перспективам развития как нашего подразделения ИППС, так и СФУ в целом. Мы сейчас попали в ситуацию, связанную с конкуренцией на рынке преподавательских услуг. У нас, конечно, не такая жесткая конкуренция как в Москве или Санкт-Петербурге, но, тем не менее, мы начинаем ее ощущать, когда наши курсы, которые мы ведем, выставляют на сайт университета, когда начинают подавать заявки люди, которые просто имеют степень и желают работать в СФУ.
Во-вторых, та система аттестации, которая была в нашем вузе и сейчас продолжает существовать «по накатанной дорожке», больше связана с оценкой и фиксацией какого-то результата на данный момент. И она никак не мотивирует преподавателя на развитие карьеры, на профессиональное развитие. Метод электронного портфолио поможет решить эти проблемы.

По стенограмме семинара текст подготовил Кирилл АРСЕНЬЕВ
Фото Т.В. Романюк и Е.В. Мошкиной