Кружки по интересам сегодня в моде

В феврале 2007 года среди студентов факультета филологии и журналистики ИЕиГН Сибирского федерального университета, прослушавших курс «Менеджмент в некоммерческих организациях», был проведен анкетированный опрос с целью выявить отношение будущих журналистов к преподаваемой дисциплине и к НКО. Автором курса и исследования является доцент кафедры социологии Анатолий Ильин.

ЧТО ТАКОЕ НКО?

Некоммерческие организации прочно вошли в нашу жизнь. По результатам опроса выяснилось, что ни один из респондентов не состоит в НКО. Вместе с тем свыше трети респондентов (38,46%) имеют более трех знакомых, которые состоят в некоммерческих организациях. Еще менее трети (26,92%) знают по одному общественнику, а 11,54% респондентов собираются с ними познакомиться.
Знакомые опрошенных студентов состоят в образовательных (15,38%), спортивных (19,23%), правозащитных (11,54%), военно-патриотических (11,54%), экологических (23,08%), творческих (23,08%) и иных (26,92%) некоммерческих организациях.
Большинство опрошенных студентов (84,62%) считают, что некоммерческие организации «делают полезные дела». Менее трети (26,92%) уверены, что общественники устраивают личные дела. 7,69% опрошенных студентов думают, что активисты НКО приятно проводят свое время. Лишь 3,85% совсем не знают, чем занимаются некоммерческие организации.
Между тем, сегодня в России зарегистрировано уже более 400 тыс. некоммерческих организаций. Их трудно не заметить. Согласно российскому законодательству «Некоммерческая организация — это организация, не имеющая целью извлечение прибыли и не распределяющая полученную прибыль между своими участниками».
НКО нужны для достижения разнообразных общественно-значимых целей. Они создаются на добровольной основе, то есть это некие «кружки по интересам». Присоединяясь к единомышленникам, человек стремится получить духовную или моральную «выгоду». Поэтому участник НКО имеет возможность самовыражения и проявления инициативы в реализации своих устремлений.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЬ

За обеспечение согласования общественно значимых интересов российских граждан теперь отвечает Общественная палата РФ. Формирование ее структуры завершилось 23 декабря 2005 года. В состав Палаты избрано 126 человек, среди них политологи и аналитики-экономисты, работники культуры, юристы, журналисты и литераторы, а также религиозные деятели, предприниматели, врачи и педагоги. В январе 2006 года они провели первое пленарное заседание.
Спустя год любопытно было узнать, как студенты-журналисты оценивают деятельность Общественной палаты. Более половины респондентов (53,85%) считают, что члены Палаты «могли сделать больше». 19,23% оценили деятельность ее удовлетворительно, 7,69% респондентов поставили «неуд». Совсем ничего не знают о деятельности Палаты 15,38% студентов.
Из ответов на вопрос «Кого вы знаете из членов Общественной палаты» сформировалась тройка лидеров. Это Алла Пугачева (19,23%), Александр Школьник (15,38%) и Николай Сванидзе (11,54%). При этом более половины опрошенных студентов (53,85%) не знают никого. 19,23% респондентов упомянули по одному члену Общественной палаты, 11,54% — по три и четыре человека, и лишь 3,85% — шесть членов данной организации.
Судя по результатам, либо деятельность Палаты недостаточно эффективна, либо граждане о ней мало знают. В любом случае Палате стоит рассказать обществу о своей деятельности.

БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ?

В учебные планы некоторых вузов России внесены курсы, связанные с деятельностью некоммерческих организаций. Однако вопрос о необходимости таких курсов еще не снят. Нужно ли обучать этому студентов или они самостоятельно вступят в НКО и узнают специфику этих структур?
В 2007 году курс «Менеджмент в некоммерческих организациях» прослушали 26 студентов. Почти все опрошенные (92,31%) считают, что этот курс им очень нужен, так что его можно предлагать студентам разных специальностей, хотя бы в качестве факультатива.


Светлана КОНЕВА, студентка
специальности «связи с общественностью»