№ 1. Быть или не быть бакалавром

Автор данного текста теперь не только выпускница бакалавриата Института управления, экономики и природопользования СФУ, но и магистрант экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. Притом что в свое время поступила на специалитет. Тому, чем обусловлена эта метаморфоза, мы посвятим серию статей под общим названием «Магистратура: инструкция по применению».

Начнем с постановки задачи. Дано: сентябрь 2009 года, вы студент уже четвертого курса и обнаруживаете у себя достаточно распространенный среди старшекурсников «недуг»: вы больше не хотите учиться. К четвертому курсу вы уже кое-что умеете в своей области и рады бы начать активно свои знания и умения применять пять дней в неделю с 8 до 17, но... Да-да, еще два курса впереди. Включая пятый, о котором рассказывают, что там три предмета, и те — зачеты, а ходить на занятия все равно нужно.
Задача имеет и альтернативную постановку: сентябрь 2009 года и т. д., и т. п., но недуг другой: вам стало скучно. Есть определенный тип людей, которым жизненно необходимо, чтобы хотя бы отдельные дисциплины бросали вызов навыкам и способностям. При определенном уровне этих самых способностей таких дисциплин становится все меньше и меньше, и студент начинает откровенно скучать на занятиях, а то и просто отсутствовать на них.

Постановки разные, но вопрос общий, по Чернышевскому: что делать?

Как правило, большинство студентов ищут утешения в поиске работы. Правда, поиск работы по специальности для студента дневного отделения упирается в те самые «с восьми до пяти». Работа, которая совмещается с учебным расписанием, обычно не совмещается со специальностью.

Но сегодня есть и другое, более неожиданное решение: сократить свое пребывание в университете на год, переведясь со специалитета на бакалавриат. Именно в этом месте ортодоксальные родственники начинают хвататься за сердце и кричать, что бакалавриат — это как ПТУ. А однокурсники, которые подменяют здравый смысл высокомерием, снисходительно посмеиваются. Однако давайте разъясним этот щекотливый момент.

Нет, бакалавриат — это не ПТУ. Это высшее образование, как говорит нам Федеральный закон «О высшем образовании» (дотошные могут убедиться самостоятельно). И бакалавриат — не «для тех, кто не тянет учебу на специалитете» (эти предубеждения, скорее, издержки затягивания перехода на двухуровневую систему).

С дипломом бакалавра можно работать, если вам действительно надоело учиться. Хотя, как ни печально, среди адептов утверждения «бакалавриат равно ПТУ» попадаются руководители кадровых служб организации. Но, поверьте, такие организации вам не особенно и нужны: мракобесие в них часто распространяется не только на политику управления персоналом. Когда я проходила собеседование по программе привлечения молодых специалистов компании KPMG (для справки, это компания из «Большой четверки» аудиторов, и слова «Большая четверка» — характеристика не этажности офисных зданий), меня спросили: «Зачем вы идете в магистратуру?». Я озвучила печальную реальность неприятия кадровиками выпускников бакалавриата. Интервьюер улыбнулась и сказала нечто вроде: «Тем лучше для нас, мы-то свободны от таких предрассудков». По моему опыту, также свободны от предрассудков «Русал», МТС, МДМ-Банк и другие компании, предлагавшие мне прийти на интервью.

Если вспомнить нашу постановку проблемы с другой стороны, бакалавриат — отличная возможность резко повысить уровень и качество своего образования: после бакалавриата поступить в магистратуру в Москве или Санкт-Петербурге гораздо проще, чем после школы — на специалитет или бакалавриат. Пока чьи-то ортодоксальные родители или ваши высокомерные однокурсники ставят на медленно вымирающий специалитет, у вас есть шанс стать магистрами экономики, права, математики, физики, биологии... Конкурс в магистратуру по экономике МГУ или ГУ-ВШЭ, например, не больше трех человек на место. Для сравнения зайдите в сеть и посмотрите данные по конкурсу на специалитет и бакалавриат: это числа других порядков.

Конечно, нужна определенная смелость для того, чтобы бросить свои «Ценные бумаги и биржевое дело» или «Рекламу», перевестись на бакалавриат, писать и защищать диплом, сдавать вступительные экзамены, в то время как бывшие одногруппники наслаждаются праздными летними денечками. Но, как говорят в финансовом менеджменте, рентабельность таких вложений может в итоге измеряться трехзначными числами.

Эту статью я написала как раз для тех, кто по каким-либо причинам задумался о личном переходе на систему «бакалавриат-магистратура». Следующая статья будет посвящена поступлению в столичные вузы. Надеюсь, мой опыт вам поможет, а если вам интересно что-то конкретное – пишите в редакцию.

Ольга ДОБРОВИДОВА