Новое создают не ученые и рабочие, а… кто?

Штрихи к портрету дизайнера, но не в отечественном понимании этой профессии

«В то время как учёные описывают наш мир таким, какой он есть, инженеры создают новый, не существующий ранее».

Под таким девизом в СФУ неделю назад прошла лекция проф. Эдварда Кешока из университета г. Кливленд (штат Огайо, США) на тему «Инженерное дело, проектирование и инновации». Учитывая, что США издавна славились духом творчества, инноваций и долгое время были промышленным лидером мира, профессору было что рассказать.

Когда мне предложили сходить на эту лекцию, я ни минуты не колебался. Я сам работал в США, в том числе и в цеху, и мне было интересно сравнить мои собственные опыт и впечатления от американской индустрии с мнением авторитетного учёного в этой области. Заинтересовала меня и возможность узнать, что же скрывается за этими двумя терминами – «Engineering» и «Design» – на самом деле…

Профессор Кешок читает курсы Design Project в университете Кливленда уже несколько лет, имея богатый исследовательский и научный опыт. Получив в 1968 году степень доктора философии (PhD), профессор успел за 40 лет поработать и с NASA, и с университетом штата Теннесси, и с ВВС США… И надо сказать, оказался замечательным лектором – и по подаче материала, и по способности увлечь аудиторию. Несмотря на то, что в зале оказалось очень много представительниц прекрасного пола, которые, как мы знаем, весьма далеки от «engineering», а под словом дизайн понимают только красоту, но никак не функциональность, почти все слушали профессора очень внимательно. Говорил он, кстати, на английском языке, без переводчика.

Итак, о чём же была лекция? Профессор Кешок рассказывал нам о том, что для инженера-проектировщика (именно так с английского переводится слово «designer») прежде всего необходимо иметь не только фундаментальную, но и экономическую, даже маркетинговую, подготовку. Необходимо также чётко соображать – зачем и для чего ты это делаешь (проф. Кешок выделил 4 принципа: «know-how», «know-when», «know-what», «know-why»). Отсутствие хотя бы одного из ответов на эти вопросы сильно понижает вероятность успешного внедрения проекта.

Примеры профессор привёл тут же. Один из его студентов разработал и сконструировал проект самоката, приводимого в движение переступанием на педалях. Проект интересный и содержащий хитроумный механизм, но, увы, так и не вышедший на рынок. Поэтому профессор несколько раз подчеркнул, что необходимо не только сконструировать или придумать что-то, но и успешно презентовать и коммерциализовать. То есть грамотно представить аудитории сильные и слабые стороны проекта, его востребованность.

Дизайн в нашем (на фото вверху) и их представлении (внизу)

Необходимо помнить, что даже если ваше изделие создано идеально, всегда может найтись какая-нибудь мелочь вроде себестоимости материалов, сложности изготовления или ещё что-нибудь, что заставит их отклонить ваш проект.

Не менее важным аспектом является умение найти эту самую востребованную и интересную идею. С этим, по словам профессора, на его курсе дело обстоит так: многие студенты (около 60%) уже с первого курса подрабатывают кто на заводах, кто в бизнесе, поэтому, находясь на работе, сами фактически находятся в творческом поиске – как и что можно улучшить. Тем же студентам, которые не в состоянии придумать себе задачу, проф. Кешок даёт задания: частично – от предприятий, заинтересованных в притоке инноваций, частично – из сферы собственных научных интересов. Среди проектов попадаются как шуточные, типа уже упомянутого самоката, так и серьёзные – например, перевод некоторых зданий Кливленда на солнечную энергию, для чего необходимо решить сразу несколько задач из разных научных и технических дисциплин…

Так что же кроется за понятием «инженер-проектировщик» (по-английски просто «дизайнер»)? Сейчас, думаю, я могу ответить на этот вопрос. Дизайн – это процесс создания чего-то нового, воплощения идеи в реальность. Знаете, как мечтают маленькие дети: зажмурил глаза, представил, что у тебя в руках есть что-то блестящее и красивое. И оно появилось. Дизайнер занимается именно этим – создаёт наш мир. В конце концов вся человеческая цивилизация от каменного топора до сложнейшего телескопа «Хаббл» на орбите создана не учёными, не рабочими, а именно инженерами, проектировщиками, конструкторами – дизайнерами.

На лекцию ходил Александр ЛЕШОК

Вопросы на уточнение

– Профессор, я слышал, Вы работали для NASA?
– Именно в NASA и начиналась моя карьера как инженера-исследователя. Первые 6 лет моей профессиональной жизни прошли в кливлендском центре NASA. Кстати, этот центр вскоре переименовали в центр им. Гленна, в честь знаменитого астронавта Джона Гленна, который потом был сенатором от штата Огайо почти четверть века.
– Чем Вы занимались в центре?
– Изучением влияния гравитации на процессы теплопереноса и кипения в теплоносителях для различных механизмов при различных гравитационных перегрузках и невесомости. Например в высоколетящих самолётах, шаттлах… Особенно эта тема была актуальна в 60-70-е с их космической гонкой между США и СССР. Кстати, когда я недавно был в Новосибирском Академгородке на конференции, я обнаружил, что там как раз ссылаются на мои данные, полученные в 60-е. Знаете, это очень приятно, что твой труд испытан временем.
– Что означает быть дизайнером?
– Дизайнер должен, опираясь на научные знания, наработки предшественников и собственные представления, создать что-то новое или кардинально улучшить старое. При этом необходимо нащупать тонкий баланс между технологией и дизайном. В СССР часто делали вещи, не уступающие нашим аналогам в надёжности и эффективности, но далеко не всегда ими было удобно пользоваться. С другой стороны, без технологий, без инженерии, на одном дизайне далеко не уедешь.
– Вам научная деятельность помогает создавать новые проекты?
– Да, конечно. Я думаю, что любой дизайнер или изобретатель просто обязан иметь фундаментальную научно-техническую подготовку. Я часто встречал людей, у которых голова переполнена новыми идеями, а вот воплотить их в наш материальный мир просто не хватает знаний. Более того: полученные знания уже сами по себе помогут вам увидеть те проблемы, которые наиболее актуальны для современной науки и инженерии.
– А в своем курсе Project Design Вы учите студентов составлять бизнес-план?
– Очень хороший вопрос. Нашим студентам читается курс по инженерной экономике, где их как раз учат просчитывать все этапы производства, находить правильную маркетинговую стратегию. В моём курсе составление бизнес-плана пока отсутствует, но аналогичный курс в университете Детройта включает его в себя.
– Все говорят об инновационном духе Америки. А откуда он взялся?
– Всё очень просто – мы сами даём решать простым рабочим, инженерам, как и чем они могут улучшить своё рабочее место, свою страну. У вас в СССР и России тоже немало талантливых людей, инженеров, вы способны творить чудеса, но вам как раз не хватает самостоятельности на местах. У меня, например, студенты, которые подрабатывают во время учёбы, сами предлагают мне темы для проектов по своей тематике.
– У дизайнера – большая ответственность?
– Скажу так. Врачи, которые часто говорят, что у них самый творческий ручной труд, несут ответственность за жизни других людей, спасая их. Но сколько жизней может спасти хирург за свою карьеру? Тысячу, две? А британский дизайнер Митчелл, создав гениальный истребитель «Спитфайр», спас несколько тысяч жизней британских лётчиков в войну.

Похожие материалы