Тяга к странствиям

В начале двадцатого века финский коммерсант Олле, в прошлом моряк и искатель приключений, совершил путешествие через всю Россию – от Санкт-Петербурга до Владивостока. Время было судьбоносным: гремела Первая мировая война, а Россия переживала ещё и войну гражданскую. Олле стал свидетелем многих исторических событий. Спустя почти век норвежский режиссер-документалист Audun Nedrelid и его жена Petra Lapveteläinen отправятся в путь, чтобы, следуя маршруту Олле, познакомиться с российской культурой и снять фильм о своём путешествии.

Жизнь супружеской четы неразрывно связана с путешествиями. Кажется, нет такой страны, в которой Одун и Петра не побывали. Одун смеётся и говорит, что нога их не ступала только на землю Америки, жа и та следующая на очереди. Идея отправиться в Россию родилась, когда Петра, финка по национальности, обнаружила дневник Олле.

– Когда Олле вернулся из своих морских путешествий обратно в Финляндию, ничто не мешало ему остаться на родине и заняться успешным бизнесом. Но он решил уехать в Россию. Думаю, именно дух путешествий, а не поиск выгоды заставил его отправиться в путь. Вот и мы с Петрой никак не можем усидеть на месте.

«Faraway longing» – так называет Одун тягу к странствиям. Этого слова вы не найдете в словаре, но оно будет одним из ключевых в фильме норвежского режиссера наравне с «историей» и «культурой».

В Красноярске Олле прожил целых два года. Петра и Одун задержались в нашем городе на пять дней. И чтобы по максимуму использовать отведённое для знакомства с людьми и их культурой время, остановились они не в отеле, а в доме русской семьи.

Вообще, при общении с красноярцами, ровно как и с другими россиянами, мешал языковой барьер. Ни Петра, ни Одун русский не знают, а на английском не каждый гражданин нашей страны может общаться свободно.

– Когда мы покупаем билеты или регистрируем своё место пребывания, служащие ведут себя по-разному. Практически никто нас не понимает. Кто-то из-за этого начинает нервничать и отсылать к другим своим коллегам, а кто-то улыбается и продолжает говорить по-русски. Но тут уже ничего не понимаем мы…

Пришлось заграничным гостям столкнуться и с бюрократией.

– В Красноярске нам нужно было зарегистрировать свое прибытие. Мы отправились на почту, где нам выдали ворох бланков и документов. Так вот эти документы приходилось заполнять раз пять – у моей жены очень сложная фамилия, и каждый раз из-за крохотной ошибки нам выдавали новые бланки и требовали все записать снова.

Несмотря на мелкие неприятности, впечатления от Красноярска и его жителей у семейной пары остались хорошие. Люди хоть и удивлялись иностранцам с камерой, но вели себя вежливо и дружелюбно. Очень понравились Одуну студенты нашего СФУ, которые делали сюжет для ITV – похвалив их серьезный подход к делу, грамотное обращение с техникой и энтузиазм, режиссер заснял работу наших ребят, и скорее всего этот момент появится в фильме. Кстати, до этого ни в одном городе внимание прессы к деятельности режиссера приковано не было, так что наши материалы – своего рода эксклюзив.

В Красноярске Олле занимался торговлей мехом. Когда волна революции докатилась в Сибирь, ему пришлось погрузить свой товар на бронепоезд и, спасаясь от большевиков, отправиться во Владивосток. Этот город и завершит путешествие Одуна и Петры.
С работой режиссера все желающие могут познакомиться на сайте www.coaxfilm.no

Екатерина Гнездилова
Сюжет А. Славецкой (iTV) о норвежской паре появится на http://tube.sfu-kras.ru/ 6 октября

Похожие материалы