Среда – средства обучения – педагог

На премию «Идея года» за разработку электронной лингводидактики номинируется Александр Дмитриевич Гарцов, заведующий кафедрой компьютерной лингводидактики Российского университета дружбы народов, специалист в области методики преподавания русского языка как иностранного. 2-3 октября на базе Центра международного образования СФУ под руководством московского профессора прошёл городской семинар, в котором приняли участие преподаватели вузов Красноярска.

Семинарские занятия были посвящены новой методике изучения русского языка как иностранного, основанной на принципах электронной лингводидактики и педагогики, где главными составляющими являются среда – средства обучения – педагог.

Если раньше преподаватель-русист имел под рукой учебник, распечатки или наглядный дидактический материал в форме таблиц, карточек и использовал их на уроке изо дня в день, то сегодня мы можем говорить об интенсификации образовательного процесса с помощью внедрения различных электронных средств обучения нового поколения в виде специально разработанных программ для разных аспектов и уровней обучения русскому языку как иностранному. Это такие мультимедийные обучающие программы, как «Русский алфавит», «Русский глагол», «Словарь в картинках», «Чебурашка», «События в России и за рубежом», и сетевые интерактивные программы-игры «Русский кругозор», «Смотри! Слушай! Запоминай!» и т.д.

Хорошим подспорьем и тренажёром в овладении русским языком служит программа «Hot potatoes», с помощью которой преподаватель может создать 10 типов упражнений на различных языках по различным дисциплинам с использованием текстовой, графической, аудио- и видеоинформации. Особенностью этой программы является то, что созданные задания сохраняются в стандартном формате веб-страницы: для их использования студентам необходим только веб-браузер (например, Internet Explorer). Как отметил профессор Гарцов, достижением разработчиков данной программы является то, что она обновляется каждые две недели.

Александр Дмитриевич коснулся и вопроса овладения русским как иностранным в рамках европейского контекста. В 1990 г. по инициативе университетов Кембриджа и Саламанки была создана Ассоциация лингвистических тестов Европы (ALTE – Association of Language Testers in Europe), которая в настоящее время осуществляет единый контроль при проведении сертификационных экзаменов по иностранным языкам. В ALTE входит 19 национальных систем тестирования, в том числе российская. ALTE признаёт российский государственный сертификат, удостоверяющий результаты тестирования TORFL-ТРКИ (включает в себя 6 уровней владения русским языком). Любой иностранец, желающий пройти данное тестирование, может обратиться в один из российских или зарубежных центров тестирования (например, в Сибирский федеральный университет) и подтвердить свой уровень владения русским как иностранным.

Светлана ЗЛОБИНА, ст. преподаватель Центра международного образования СФУ

Похожие материалы