Инноваторский кураж

– Вы чувствуете себя необычными? – такой вопрос был задан студентам специальности «Инноватика» Института инженерной физики и радиоэлектроники СФУ на встрече, которая проходила в рамках выездного заседания учебно-методического совета вузов России по инноватике.
– Есть физики, ботаники, математики, а вас как обзывают?
– Никак нас не обзывают, многие сюда как раз с физмата и пришли! – последовал ответ.
А действительно, чем студент, обучающийся по новой для Красноярска специальности «Инноватика», отличается от других? В настоящее время 50 вузов в 23 субъектах Федерации имеют лицензию на ведение обучения по данной специальности.

Все дороги ведут в Питер

Инноватику преподают в Санкт-Петербурге уже десять лет, и только пять лет – у нас, в крае. Нынче в СФУ первый выпуск инноваторов – 12 человек, которые согласно диплому стали специалистами по управлению инновациями в области техники и технологии. Всего по новой специальности у нас обучается 80 человек. Профессор Санкт-Петербургского государственного политехнического университета, д.т.н., заслуженный деятель науки РФ Иосиф Львович Туккель – один из тех, кто стоял у истоков.
– Иосиф Львович, как возникла модель инноватики – это зарубежный опыт?
– Исключительно российский. В начале 90-х годов Питерский политех выполнял федеральную программу под названием «Российская инжиниринговая сеть технических нововведений». Это, пожалуй, самый первый масштабный проект, нацеленный именно на формирование инфраструктуры нововведений. В то время, работая с территориями (а к федеральной программе подключилось более 40 регионов РФ), мы узнали, что у каждого региона – свои проблемы, но общая беда для всех – нехватка кадров. Изучив ситуацию и поняв, какой же специалист востребован, мы сформировали новое направление высшего профессионального образования – создали междисциплинарную специальность под названием «Инноватика». В ней примерно в одинаковом соотношении находятся и дисциплины, формирующие компетенцию в области управления техническими системами, и всё то, что требуется знать для материализации нового изобретения. Плюс компетенции в области управления и менеджмента. Т.е. имеется в виду экономика инновационной сферы и менеджмент для управления инновациями.
– Сфера гуманитарных знаний осталась за бортом?
– Вовсе нет. Место для инноваций есть не только в сфере техники и технологии, но и в социальной сфере, и в области гуманитарных наук, включая образование. Это направление даёт основание для управления инновациями в любой предметной области с последующей специализацией, т.е. мы готовим студентов, давая инвариантную часть, необходимую для того, чтобы сформировать и управлять в дальнейшем инновационным проектом, а в какой предметной нише – это уже зависит от специфики вуза. Например, есть педагогический университет, который тоже готовит инноваторов.
– Вы сказали, что инноватика – ответ на вызов времени, но почему её не ввели просто как дисциплину в рамках других специальностей?
– Инженеры, физики, гуманитарии – это всё специалисты, которые порождают инновации, а наши выпускники должны уметь управлять этими инновациями. Задача – из готовой идеи сделать продукт или услугу и вывести на рынок.
– Где, как правило, трудоустраиваются специалисты нового типа?
– Основная профессиональная компетенция, которую мы хотим сформировать в наших выпускниках, – умение управлять проектом. Выпускники наши позиционируются на различных предприятиях как специалисты по управлению инновационными проектами. Мы отслеживаем судьбу каждого, практически все нашли себе работу, но были не однажды случаи, когда ребята меняли место и теперь работают не по прямой специальности. Востребованы инноваторы на предприятиях крупного питерского бизнеса (Ленинградское оптико-механическое объединение, оборонный комплекс «Арсенал»), в малом инновационном бизнесе, в банках. К сожалению, во время учёбы в университете бывает непросто найти место для прохождения полноценной практики, но это я связываю в целом с экономической ситуацией в стране. Отчасти нас выручает то обстоятельство, что под Санкт-Петербургом сформирован «пояс» автомобилесборочных заводов мировых фирм. Вот уже несколько лет мы взаимодействуем с фирмой «Форд»: порядка двух тысяч сотрудников этой корпорации повышают квалификацию в нашем университете, а студенты соответственно проходят на указанных предприятиях практику, где черпают темы для своих дипломных работ. Лучших выпускников мы стараемся оставлять на кафедре.

Мечта, приносящая прибыль

Студентов, пришедших на встречу, больше всего интересовали вопросы прохождения практики, трудоустройства и обучения в магистратуре/аспирантуре столичных вузов.

Оказывается, красноярцев, как и студентов из других регионов, в том же Питере ждут с распростёртыми объятиями. Довольно много студентов с периферии обучаются в северной столице по целевому набору. «Мы за мобильность и преподавателей, и студентов; тем более что с вашим университетом у нас одинаковые учебные планы, – подчеркнул И.Л. Туккель. – К тому же будем проводить совместные студенческие научно-практические конференции. Все ребята, поступающие к нам на специальность «Инноватика», обеспечиваются общежитием», – заверил профессор.

При Санкт-Петербургском политехническом университете работает диссертационный совет по трём научным специальностям в области техники и технологии. Скоро здесь же учёную степень можно будет получить и по новой научной специальности «Инноватика».
Представители вузов России делились на встрече со студентами опытом обучения по новой специальности. «Мы мечтаем об инновационном предприятии «под ключ», вооружённом самой совершенной технологией, которое бы создали наши выпускники, – сказал, выступая перед студентами, проректор Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники к.э.н. Александр Фавстович Уваров. – Но, увы, пока наша мечта не сбылась, – может быть, не хватило времени. Одна из ключевых компетенций, на которую делаем акцент в обучении, – коммуникация. Человек должен понимать, что такое хорошая презентация, уметь внимательно выслушать собеседника, в совершенстве владеть английским языком. Практика показывает – непросто найти инвестора для студенческого проекта. Надо уметь договариваться с людьми!

Мы, например, начали с поиска инвесторов сначала в крупных российских инвестиционных компаниях, потом «прошлись» по фирмам Siemens, Nokia, Microsoft «со товарищи» и закончили нашими же выпускниками. Путь оказался очень эффективным, поэтому советую вам, ребята, обратить внимание на выпускников, которые вышли из стен вашего университета несколько лет назад и стали успешными».

Гордость Дальневосточного госуниверситета, который сейчас претендует на статус федерального, – инновационный инкубатор, где студенты проходят стажировку, начиная с первого курса. Совместно с Дальневосточным отделением АН РФ они занимаются продвижением наукоемких разработок, связанных с освоением мирового океана. Речь идет, в частности, о высокопродуктивных пробиотиках – веществах, используемых для подкормки морских организмов.

Студенты пытаются довести разработки до экономического эффекта: упаковать проект, привлечь инвестора, чтобы на выходе организовать какое-то предприятие.

И это не единственное инновационное научное направление. Свою нишу нашли и московские студенты-инноваторы, будь то работа в оргкомитете по подготовке Олимпиады в Сочи или же внедрение в практику работы столицы новой технологии ремонта лифтов.
Говорят, понятие «инновационность» равнозначно понятию «конкурентоспособность». Если к багажу, полученному по специальности «Инноватика», добавить юридические знания, то вполне реально стать в будущем патентным поверенным на том или ином предприятии.
В заключение встречи представители вузов пожелали красноярским студентам побольше новизны и экспериментов, поскольку это прямой путь к успеху. Посоветовали научиться работать в условиях неопределённости и получать от этого удовольствие, ведь инноватор тем и отличается от всех остальных, что есть этакий драйв: я могу сделать что-то новое, например, создать футбольную команду на факультете, «замутить» вечеринку или помочь внедрить суперприбор в производство…
– По существу, всё замешано на кураже! И этим вот вы должны отличаться от других студентов, – прощаясь, сказал красноярской молодёжи заведующий кафедрой «Теоретические основы инноватики» Санкт-Петербургского государственного политехнического университета к.т.н. Леонид Сергеевич Чечурин. – Так что пожелание вам простое – куражиться!

Вера КИРИЧЕНКО

Похожие материалы