Спрос есть – идеи будут

Кто-то предпочитает ситуации, продиктованные необходимостью, а потому – не предполагающие выбора. А вот он не любит, когда «жизнь заставляет». И именно поэтому о предстоящих организационно-структурных изменениях в СФУ рассуждает, как опытный практик: это – предсказуемый шаг, тем более, что на вопрос «как жить и зарабатывать?» ответ ищем не впервые. Да, сырьевая зависимость в экономике давно расставила свои акценты, и ведущий сектор металлургии оказался не «в струе». Но АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ ИВАНОВ убеждён: дойдёт очередь и до обогатителей, и до металлургов. Важно быть готовым к этому.

И с этой уверенностью в неизбежной востребованности он, возглавив кафедру литейного производства Института цветных металлов и материаловедения семь лет назад, начал создавать действующую технологическую цепочку. Гордится тем, что сегодня кафедра имеет оборудование нескольких поколений индукционного нагрева: магнитные преобразователи, современную тиристорную печь… Мечтает о печи транзисторной.

– Если получу её, а такая договорённость есть, наша кафедра по оснащённости будет лучшей за Уралом, – говорит Александр Александрович.

Честолюбивые замыслы оправданы: учебная программа получит новый интеллектуально-образовательный импульс, а лабораторные работы – реальные практические результаты. А ещё у Иванова есть «конёк» – ультразвук, с которым студентам вполне можно связывать своё профессиональное будущее, по крайней мере, в трёх направлениях. Первое связано с работой для завода «СКАД», выпускающего литые диски для легковых автомобилей.

– Если повысить пластичность металла на 20-25 процентов, цены такому литью не будет, – говорит Александр Александрович. – Модификаторы, а это нанопорошки, могут решить задачу, но тут возникает проблема: как их ввести в расплав? Очень мелкие по размеру, они просто не «усваиваются». Однажды в силумин – сплав алюминия и кремния, при помощи ультразвукового генератора я ввёл нитриттантал и получил ошеломляющий эффект. Проверка на дублирующих образцах подтвердила: свойства сплава, а это пластичность и прочность, увеличились в разы. Сейчас два моих студента-старшекурсника пишут на эту тему дипломную работу, в которой кроме результатов дополнительных исследований будет представлена усовершенствованная технология самого процесса. А идея такая: на пути движения металла создать реакционную камеру, куда вводится модификатор с одновременным ультразвуковым воздействием на расплав. К весне мы должны выдать заказчику результат.

Параллельно с обработкой металла в процессе кристаллизации возникло второе направление, связанное с обработкой ультразвуком дисперсионного порошка глины – бентонита, используемого в приготовлении формовочных смесей. Связующая способность, а это главный показатель, увеличилась на 30 процентов, что значительно выше «случайной» ошибки. Впереди –проверочная серия экспериментов студентами-дипломниками, после чего можно будет смело предлагать новую технологию заинтересованным промышленным предприятиям.

О третьем направлении в научно-образовательном процессе Александр Александрович говорит с особым чувством, ибо оно напрямую связано с его давней профессиональной мечтой: создать в институте своеобразное технологическое звено по полунепрерывному литью слитков с дальнейшей их обработкой ультразвуком. Должен получиться полноценный полуфабрикат для промышленного производства.

Необходимая установка стоимостью 3,5 млн рублей появилась на кафедре благодаря государственной Программе развития СФУ. С её запуском ещё одной «виртуальностью» в учебных курсах стало меньше: студенты под руководством опытнейшего преподавателя Виктора Андреевича Падалки уже учатся обращаться с металлом на «ты».

Направление же самого А.А. Иванова – технологически сложнее, поэтому подготовку из студента настоящего специалиста считает большой удачей. Конечно, они были, есть и будут, проблема в другом – как удержать их на кафедре? Пока шаг за шагом создавали производственную базу, подающие надежды ученики искали финансовый стимул в других местах.

– И находили, потому что профессия не просто штучная – уникальная, – нотки сожаления в голосе Иванова исчезают и появляется гордость за своих учеников. – Наши выпускники-литейщики могут работать на всех технологических этапах. Причём не только получать, разливать металл, но и испытывать, улучшая его свойства, вести обработку металла на токарном, вертикально-фрезерном, шлифовальном станках. Всё необходимое оборудование для этого у нас сейчас есть.

Следующий шаг, по словам Александра Александровича, – создание на кафедре своего научно-исследовательского Центра по ультразвуковой технологии.

– Ну, какой же это завершающий этап, – удивлён вопросу Иванов. – Напротив, начало новой большой работы, на этот раз по развитию совершенно иного формата связи науки и производства. Спрос есть – идеи будут.

Любовь ГАБЕРБУШ

Похожие материалы