Церемониальные лица

Сибирский университет осознаёт себя всё более и более федеральным. Сегодня его студенты раздвигают образовательные границы: прокладывают себе «дорожки» кто на «Селигер» или «СелиАС», кто – в школу культурной журналистики или на Дни науки в Казань и Москву. Инициатива не только не наказуема, но и поощряема. Зная это, самые дальновидные делают серьёзный вклад на счёт своего профессионального будущего. Студентка ИФиЯК Анна Синькова взяла и отправилась работать на торжественной церемонии награждения победителей ТЭФИ. Быть рядом с первыми – дело сложное и физически, и психологически. Своё место под солнцем и в зрительном зале они заслужили, а где находитесь вы? Но зато такой опыт учит дисциплине и самоконтролю. Кроме того, побывав на ТЭФИ в качестве представителя прессы (а Анна представилась корреспондентом «Новой университетской жизни»), телевизор начинаешь смотреть другими глазами.

Анна СИНЬКОВА

Помогать ориентироваться в информационном телепространстве – главная идея национальной журналистской премии. ТЭФИ не столько конкурс, сколько срез информационных трендов, карта со своими дорожными знаками, светофорами и ориентирами.

Церемонию награждения в Москве (а была еще и церемония в Питере – в номинации «Лица») открывали ведущие Светлана Сорокина и Кирилл Набутов. Первый «Орфей» достался сценаристу телевизионного документального фильма «Нас ждёт холодная зима» из цикла «Герои и жертвы холодной войны» Леониду Млечину. Фильм Леонида Парфёнова «Птица Гоголь» взял статуэтку за операторскую работу (Владимир Каптур). Премии за режиссуру удостоился фильм «Моцарт» (реж. Анастасия Попова). А лучшим документальным фильмом-2009, по мнению телеакадемиков, стал «Доктор Лиза». Его создательницы Елена Погребижская, Оксана Барковская и сама Доктор Лиза (Елизавета Глинка) были немногословны и очень красивы. Красное, чёрное, чёрное. Они долго стояли перед дулами фотообъективов, так что около пресс-центра образовалась пробка из следующих победителей – создателей документального сериала «Невероятные истории про жизнь: Освенцим А-5103».

Трансляция ежегодного международного музыкального конкурса «Евровидение-2009. Финал» собрала все возможные телевизионные лавры в свою корзину, в том числе и приз в номинации «Музыкальная программа». Андрей Болтенко, режиссёр, продюсер, художник-постановщик: «Когда мы вместе, мы машина. Тяжело будет норвежцам – слишком высоко поднята планка». Действительно, такого «Евровидения» мир ещё не видел. 24-камерная передвижная телестудия; сцена из плазменных экранов площадью более 2500 квадратных метров и тяжёлая музыкальная артиллерия в лице Патрисии Каас и Эндрю Ллойда Уэббера. Результат: подтверждённая телеаудитория финала конкурса – 125 миллионов (и это только европейцев). Следующая возможность провести подобную пиар-акцию и показать всему миру передовые TV-технологии выпадет нам не раньше, чем через четыре с половиной года – на Олимпиаде в Сочи.

Новый телевизионный юмор также снимал бронзовые сливки с конкурса. Из шести статуэток четыре были отданы проектам «Большая разница» (лучшая юмористическая программа), «Папины дочки» (номинации – ситком и сценарист телевизионного художественного фильма/сериала) и «Прожекторперисхилтон» (сценарист телевизионной программы). Парадокс последней программы в том, что она задумывалась и выглядит как импровизация. На самом же деле каждый выпуск, по словам авторов, это «сто процентов – сценарий и сто процентов – переделка во время съёмок».

В сфере просветительского телевидения свою нишу заняли программы «Ньютоново яблоко раздора» из цикла «Ж.З.И.» (лучшая программа о науке) и «Цвет времени» (лучшая программа об искусстве). Лучшей программой об истории стал «Храм изгнанников» из цикла «Искатели». Автор и ведущий цикла Андрей И: «У нас вторая сегодня победа, т.к. вчера мы получили премию Сенкевича. Но самое главное – у нас есть ответственность за то, что мы рассказываем. Развлекательных программ много, и наша задача – не расширить, а сузить круг информации, убрать лишнее».

В информационном блоке фаворитами стали новостные тренды телекомпании «РЕН ТВ»: «Новости 24», Марианна Максимовская – лучшая ведущая информационно-аналитической программы и Михаил Осокин – лучший ведущий информационной программы.
«Успешна та программа, которую продвигают». Эту фразу своей победой подтвердили создатели промо-проекта «Гордон Кихот». Ещё в прошлом году этот ролик Первого канала удостоился серебряной премии на одном из самых престижных в мире конкурсов Promax UK 2008 в категории «Лучшее иноязычное промо» (созданное и демонстрировавшееся в эфире за пределами Великобритании). В качестве литературной основы – стихотворение Владимира Леоновича:

Железными гвоздями в меня вгоняли страх.
С разбитыми костями я уползал впотьмах…
… Но мне теперь, ей-богу, не много чести в том,
И радости не много в бесстрашии моём.

Стихами же (Арсения Тарковского «Я учился траве, раскрывая тетрадь») поблагодарил академиков репортёр ТВ Центра Михаил Дегтярь: «Работа репортёра в чём-то сродни работе поэта: слова должны валяться у него под ногами… Для репортёра важно любопытство жить: всему остальному можно научиться».

В этом году вновь обрела «лицо» программа для детей. Приз в этой номинации достался программе «Русский язык вместе Хрюшей и…». Несколько лет передача не входила в эту категорию. В этот же раз телеакадемики пересмотрели свою позицию. Не стоит недооценивать кукольных персонажей, которые живут на экране то под одной, то под другой вывеской уже более 30 лет. В данном случае это не просто удачно подобранные медиа-лица, пусть и кукольные, а грамотно выверенный образ персонажей, их голос. Именно на этом строится любая детская передача с участием любимых героев. В этот раз на сцену вместе с Хрюшей и Степашкой вышла Наталья Голубенцева – медиа-голос детских программ.

Возможно, в следующем году у национальной премии будет новый город, и тренд «ТЭФИ в Питере» получит дальнейшее развитие. Тогда корпоративная площадка для общения телевизионщиков станет ещё шире, а профессиональное движение – еще более явным.

(Фото автора)