До Нобелевской – рукой подать…

В детстве Катя мечтала стать ветеринаром. Отец – кардиолог и мать – биолог дневали и ночевали на работе, так что до пяти лет девочку опекала няня. Родители очень любили дочь, но никогда не баловали. Домашнее животное – предел многолетних мечтаний – заводить не спешили. Для ребёнка был катастрофой уход отца на дежурство – почти на два дня. Няня утешала – папа пошёл за утятами…. И однажды отец вернулся, а в портфеле … они! Почти дюжина индюшат, на какой-то ярмарке купил. Так на балконе городской квартиры поселилось утиное семейство индюшачьего происхождения. Шло время, индюки росли, ходили «на выпас» в ближайший лес. На зиму их поместили в прабабушкин сундук, а потом индюки «улетели» в теплые страны – было грустно; а у шестилетней Кати случилось ещё одно горе – умер любимый котёнок. Вот тогда она впервые сообщила родителям, что станет доктором, как папа.

«Когда училась в 41-й Красноярской школе, выбрала класс с биохимическим уклоном,– вспоминает доцент кафедры биотехнологии СФУ Екатерина Игоревна ШИШАЦКАЯ. – Нас готовили так основательно, что учиться на первых курсах Красноярского медуниверситета не составляло труда: многое я уже знала из школьной программы».

После окончания вуза и прохождения интернатуры на базе Красноярской городской больницы № 6 имени Карповича (тогда БСМП) Екатерина Игоревна поступила в аспирантуру при Институте биофизики СО РАН по специальности «биотехнология». Именно в это время пришло осознание того, что медицина и биология – для неё одно целое. В 2003 году Шишацкая защитила кандидатскую диссертацию под руководством академика И.И. Гительзона и д.б.н. профессора Т.Г. Воловой, своей матери.

ДОСЬЕ
Родилась в 1974 году.
Имеет 90 публикаций, 43 статьи в центральных российских и международных журналах.
Награждена Почётным дипломом «Достояние Сибири» (2007); лауреат премии выдающихся учёных СО РАН (2008), национальной премии России и компании Б. Браун на международном конкурсе идей «Будущее шовных материалов» (2008); премии им. Ак. Лаврентьева и ассоциации «Сибирское соглашение» (2008), Фонда содействия отечественной науке (2008-2009).
Замужем, имеет двух сыновей.
Хобби – туризм, квартирный дизайн.
Любимое место отдыха — Средиземное море.
Любимое чтиво: Джон Стейнбек, Борис Акунин, Алексей Иванов.
Четыре года за рулём, автомобиль – Mazda 3, flash edition.
Всегда при ней: сотовый телефон, две сумки и четыре флешки.

– Мы создаём конструкции на базе биосовместимых биоразрушаемых полимеров, чтобы применять их в клинике, – поясняет Екатерина Игоревна. – Что такое ткано-инженерная конструкция? Это искусственно полученный аналог какой-либо ткани: биологический компонент плюс материал-носитель. Такая система после имплантации в организм должна обеспечить формирование полноценной ткани или даже целого органа. В Институте биофизики СО РАН в 90-х годах получен такой материал, зарегистрированный под торговой маркой «Биопластотан»; это продукт микробиологического биосинтеза, т.е. произведённый микроорганизмами в определённых условиях.

Наш коллектив ведёт исследования в различных направлениях. Например, чрезвычайно востребованы наработки, позволяющие восстановить дефекты кости. С помощью ткано-инженерных конструкций вполне возможно осуществить феномен направления тканевой регенерации: стоит только «подсказать» ткани нужное направление. Если надо, чтобы в месте повреждения была кость – мы сделаем так, чтобы выросла именно она, а не мягкая соединительная ткань.

Специалисты, на которых мы сейчас в прямом смысле работаем, – это практические врачи – хирурги, стоматологи, онкологи, ортопеды. Разработки – на разных ступенях внедрения в практику, кое-что уже дошло до клинических испытаний. Мы сотрудничаем с красноярскими и московскими клиниками, зарубежными научными центрами. Деятельность распланирована на много лет вперёд.

Другое научное направление, которое исследуем и развиваем, – создание систем контролируемой доставки лекарственных препаратов. Если препарат инкапсулировать в полимерный носитель, можно многократно снизить то количество лекарства, которое вводится в организм для достижения лечебного эффекта, за счёт его адресной доставки, а значит, уменьшить его отрицательное воздействие.

Наш коллектив работает и на нужды сельского хозяйства, и на защиту окружающей среды. Из пластика, который производят бактерии, технически можно делать бутылки, банки, плёнки: изделия будут разрушаться в природе без ущерба для окружающей среды.
2009 год для Екатерины Шишацкой оказался удачным: защита докторской диссертации, победа в конкурсе «Молодой кадровый резерв СФУ-2009», две престижные премии подряд –государственная премия Губернатора Красноярского края и Л’Ореаль Россия–ЮНЕСКО для молодых российских женщин-учёных. У молодого кандидата медицинских наук из Красноярска оказался один из самых высоких индексов цитирования, позволивший войти в десятку победителей.

В России национальная премия Л’Ореаль присуждается с 2007 г. В этом году на конкурс было прислано 420 анкет. На сайте конкурса отмечается, что в 2009 г. два лауреата международной премии Л’Ореаль-ЮНЕСКО «Для женщин в науке» получили Нобелевскую премию.

– Екатерина Игоревна, месяц назад Вы возглавили новую кафедру Института фундаментальной биологии и биотехнологии СФУ – кафедру медицинской биологии. С какой целью она создана?

– Наша задача – готовить высококлассных биологов для медицины. База для этого создана – в течение двух предыдущих лет мы приобрели и запустили уникальное оборудование; разработаны новые учебно-методические образовательные комплексы. Думаю, что в дальнейшем мы будем расширять количество специализаций биомедицинской направленности. Наши выпускники будут востребованы в аналитических лабораториях, в области медицинской цитологии, онкогематологии и т.д. В конечном итоге выиграют все – студенты, медицинские учреждения края и пациенты.

Вера КИРИЧЕНКО

На фото: у памятника Набокову в Монтрё (Швейцария)

Похожие материалы