Всякую войну легко начать, но крайне трудно закончить (Саллюстий)

|

15 февраля в России отмечается День памяти воинов-интернационалистов. Дата посвящена выводу советских войск из Афганистана – в этот день в 1989 году последняя колонна советских войск покинула территорию этой страны.

Военные действия начались 27 декабря 1979 года со штурма советским спецназом дворца президента страны Хафизуллы Амина в Кабуле, в результате чего он был убит. После штурма в Афганистане началась гражданская война, а СССР в течение последующих 10 лет оказывал помощь новому главе Бабраку Кармалю советскими солдатами. В результате Советский Союз почти на 10 лет увяз в «афганском котле».

Вывод войск из Афганистана начался в 1988 году, а последний эшелон пересёк Амударью и вошёл в узбекский город Термез 15 февраля 1989 года. Последним человеком, прошедшим по мосту между двумя странами, был генерал, а ныне губернатор Московской области Борис Громов.

По официальным данным, через Афганистан прошли около 620 тысяч советских солдат. Почти 14,5 тысяч погибли, многие попали в плен, и об их судьбе ничего не известно. В память о воинах, выполнявших свой интернациональный долг, в России и других странах СНГ отмечается День воина-интернационалиста, а к памятникам «афганцам» возлагаются венки и цветы.

Сегодня в Сибирском федеральном университете работают пять офицеров, участвовавших в военных действиях в Афганистане и Вьетнаме. Специально для нашей газеты они коротко рассказали о том, куда направила их и чему научила нелёгкая судьба солдата. Пусть это поможет читателям ещё раз задуматься о том, как хрупка и ценна наша жизнь. И с благодарностью вспомнить тех, кто её оберегал.

Война затрагивает каждого

Рассказывает участник войны в Афганистане полковник в отставке Виктор Васильевич Фоменко

– В 1978 году я окончил военный факультет Московского финансового института (сегодня это Финансовая академия при Правительстве РФ). И сразу после окончания вуза попал в Краснознамённый Туркестанский военный округ в качестве инспектора-ревизора финансовой службы дивизии. А 28 декабря 1979 года в составе 40-й армии мы пересекли границу Афганистана, где до 5 февраля 1980 года я служил старшим офицером финансовой службы.

На войну в Афганистане было призвано более 50 000 военнослужащих запаса. В феврале 1980 года они возвращались в Россию (взамен приходили призывные войска), и наша служба обеспечивала их расчёт. Все девять лет, пока шла война в Афганистане, я занимался финансовым обеспечением 40-й армии.

Самой большой трудностью стал для нас климат и бытовые условия. Можно было пить только зелёный чай или верблюжью колючку. Бичом русской армии стал гепатит – им переболели почти все, кто прошёл Афганистан, а это более полумиллиона человек. В связи с этим, например, среди финансистов даже вышел приказ: обязательно иметь мыло и полотенце, и после пересчёта денег мыть руки. Но работа была опасной, конечно, не только из-за инфекций; мы часто попадали под обстрел, когда ездили в банк за деньгами. За девять лет было убито восемь финансистов.

15 февраля 1989 года, когда война в Афганистане закончилась, меня отправили в город Термез для расчёта выводных войск. Мы торжественно вручали солдатам, офицерам, гражданским лицам наручные командирские часы и письма от министра обороны. Кроме того в подарочный набор попали четыре пластинки с композициями ансамбля ВДВ «Голубые береты».

«Коль ты по образованию минёр...»

Рассказывает участник войны во Вьетнаме капитан первого ранга в отставке Виктор Иванович Пантелеев


– Я служил на Камчатке помощником командира подводной лодки. В конце 1970 года был направлен в штаб Тихоокеанского флота (г. Владивосток). По поручению командования в мои новые обязанности входило отслеживать передвижение авианосцев ВМС США. Мне удалось по приводным маякам перехватить позывные четырёх американских авианосцев и одного вертолётоносца «Триполи».

С 15 по 17 марта 1972 года американцы устроили бомбардировку вьетнамских городов Хайфон, Камфа и Ханой, а позже поставили минное заграждение на фарватер реки, который позволял выйти в Тонкинский залив. Таким образом оказались заперты около 30 судов Советского Союза и социалистических государств. Меня направили в тот район, чтобы разминировать выход нашим кораблям. Так в марте 1972 года я оказался во Вьетнаме, чтобы очистить фарватер реки от мин. Всё приходилось делать вручную, с аквалангом на глубине 25 метров. Мне удалось поднять 16 мин, а на 17-й я пропустил ловушку и получил ранение в ногу и в живот. После этого попал в госпиталь во Владивосток, куда нас вывозили самолётом через Индию, так как Китай перекрыл все сообщения с Вьетнамом.

В декабре 1972 года я снова возвратился на подводную лодку на Камчатку.

«Связь – это нерв армии»

Рассказывает участник войны в Афганистане подполковник Михаил Вениаминович Клюев

– В 1979 году я после окончания службы учился в Кемеровском высшем военном командном училище связи. В то время по стране начали призывать тех, кто находился в запасе, и по распределению я попал в Туркестанский военный округ. 13 декабря в полночь нас всех разбудили и без всяких объяснений приказали немедленно отправляться в запасной район, который находился неподалёку. Здесь мы развернули палаточный лагерь, как это обычно происходит во время учений или тренировок. Однако чуть позже начали прибывать офицеры, сержанты, солдаты из запаса, а потом и спецтехника. Я оказался в радиорелейном батальоне под командованием подполковника Кейсера. Нас отправили в туркменский город Кушка. Зима в тот год выдалась очень суровая: снега выпало по колено, по обыкновению мягкий климат сменился морозами. Прибыв в Кушку, мы разгрузили эшелон в горном ущелье, развернули кухни, палатки. И началось томительное ожидание. Никому не разрешалось уходить из лагеря, писать письма. Один офицер сбежал из части. Его нашли, вернули обратно и подвергли военному трибуналу. Мы начали понимать, что это не обычные учения. Последние сомнения исчезли, когда в один из дней личному составу выдали абсолютно новое обмундирование, нательное белье и оружие. Солдатам – автоматы, офицерам – пистолеты. Бывалые воины заговорили: «Раньше на сборах давали только б/у, а сейчас всё новое. Видимо, воевать пойдём».

Мы встретили 1980-й год, а уже через день поступила команда на пересечение границы с Афганистаном. Только через некоторое время, двигаясь по афганскому горному серпантину в Герат, мы услышали новость по радио BBC: «Советские войска вошли в Афганистан». Когда мы оказались у дворца президента Афганистана, наши воздушно-десантные войска уже практически захватили здание. Охрана была перебита, а рядом грудами лежали вещи из дворца – их проверяли на наличие мин.

В дальнейшем мы расположились рядом с аэропортом, где изо дня в день вынуждены были держать оборону против афганских снайперов и партизан. Для нашего батальона война в Афганистане была недолгой – уже в марте командование сменило нас на призывников, а мы, воины запаса, вернулись к родным и близким.

Каждый вечер в Герате нам крутили кинофильмы. Их ходили смотреть со всех подразделений. Но чтобы пройти на киносеанс, надо было сказать часовому специальный пароль. И так как нас постоянно кормили одними и теми же консервами, которые всем порядком надоели, паролем стало слово «минтай».

После войны мир выглядит по-другому

Рассказывает участник войны в Афганистане лейтенант запаса Александр Александрович Шадрин


– Я оказался в Афганистане в мае 1982 года, сразу после призыва, и находился там до октября 1983 года. Наш парашютно–десантный батальон базировался в Кабуле, а боевые действия мы вели по всему Афганистану. Командование наградило меня медалью «За отвагу» и орденом Красной Звезды, а война оставила три ранения – два в ноги и одно в руку.
После Афганистана я окончил институт, работал, жил, как и все. Но мир для меня выглядел уже по-другому. Вся грязь жизни, весь обман и лицемерие – всё это воспринималось очень болезненно.

Лишь недавняя новость меня очень порадовала – наш командир роты наконец-то получил звание «Герой России».

«Наша молодёжь вовсе не аморфна»

Рассказывает участник войны в Афганистане подполковник Виктор Борисович Корсаков

– В 1971 году я окончил Московское высшее общевойсковое командное училище им. Верховного Совета РСФСР, место подготовки всем известных «кремлёвских курсантов». Проходил службу в Чехословакии и во внутренних округах России. В 1983 году меня направили в Афганистан командиром мотострелкового батальона. Два года мы воевали в южных районах этого государства: совершали боевые рейды вблизи Кандагара, Герата, в пустыне Регистан. Тяжелее всего было привыкнуть к невыносимому климату, когда минусовая температура в горах сменялась пустынной жарой до +50 градусов. Но помогали держаться люди. Война полностью вскрывала их истинные качества, так что сразу становилось понятно, кто есть кто. Вспоминаю сейчас и поражаюсь, как здорово держались эти 18-летние парни, ни в чём не уступая профессиональным бойцам. Наша молодёжь вовсе не такая аморфная, как принято считать. За проявленный героизм 83 офицера и солдата нашего батальона получили боевые награды, меня отметили орденом Красной Звезды и медалью «За боевые заслуги».
За два года в Афганистане я получил бесценный боевой опыт, которым впоследствии мог поделиться со своими учениками. Многим из них пришлось воевать в Чечне, и те знания, которые нам удалось передать, очень им пригодились.

Кирилл АРСЕНЬЕВ

Похожие материалы