Попал в ДТП? Фотографируй

«Попал в ДТП – запасись терпением», – скажет любой опытный водитель. Многочасовое ожидание экипажа ГИБДД, уставшие и измотанные водители, охраняющие следы столкновения на проезжей части, неумолкающие трели сотовых телефонов, городские пробки – вот типичная картина поставарийной ситуации на городских дорогах. А что если на решение этой задачи уйдёт всего лишь 5 минут? Фантастика? Реальность.

Известно, что одной из предпосылок для адекватного судебного решения по делу, связанному с ДТП, является полная и точная фиксация обстановки на месте происшествия. Однако использующийся уже более ста лет традиционный способ фиксации – составление схемы места ДТП «от руки» – является причиной возникновения многочисленных споров, так как в основе своей необъективен. Инспектор ГИБДД или другое должностное лицо фиксирует и измеряет только избранные фрагменты обстановки, причём нередко делает это довольно небрежно; впрочем, схемы, составленные самими участниками ДТП, зачастую ещё менее корректны ввиду низкого уровня водительской культуры в нашей стране.

Реальной альтернативой «классическому» способу фиксирования ДТП, экономящей время и щадящей нервы участников происшествия, можно считать метод фотограмметрической съёмки, активно разрабатываемый сотрудниками кафедры автомобильных дорог ИГУРЭ СФУ под руководством к.т.н., доцента Вадима Вячеславовича Серватинского.

– Вадим Вячеславович, в чём суть предлагаемого метода, его новизна?

– В основе предлагаемого способа фиксации ДТП, как следует из названия, лежит теория фотограмметрии – науки об измерениях по фотоснимкам, широко использующейся в картографии, строительстве и военном деле. Новизна в том, чтобы применить этот удобнейший инструмент для получения объективной картины происшествия на дороге.

Слово «объективный» здесь вообще ключевое: общеизвестно, что человеческое зрение и память избирательны, даже профессионал не всегда в состоянии «схватить» целостную картину ДТП, что уж говорить о водителях, пребывающих в состоянии шока.
Мы предлагаем доверить фиксацию места происшествия передвижной фотолаборатории – автомобилю, оснащённому двумя камерами. Проезжая в нём нужный участок, специалист формирует стереофотопару, затем снимок обрабатывается специальной компьютерной программой (КП 514 М). Через несколько минут мы имеем визуализацию всех необходимых данных: знаем точное местоположение транспортных средств, длину тормозного пути, ширину проезжей части дороги, вычисляем угол между столкнувшимися автомобилями, и это фактические данные с минимальной погрешностью, чего не добьёшься при помощи механических измерений рулеткой, шагами и т.п. Кроме того, мы в состоянии обеспечить «поставарийную» безопасность тех, кто производит «ручные замеры» непосредственно при оценке ДТП.

– Каким образом выстраивается работа со свидетелями и понятыми?

– Просто и эффективно: понятые (чаще всего приходится работать с ними) усаживаются в автомобиль-лабораторию перед компьютером, оценивают получившийся снимок и подтверждают его адекватность своей подписью. Заметьте, человек охотнее согласится быть понятым, если знает, что процесс не затянется во времени, а в нашем случае это гарантировано.

– То есть предлагаемый метод уже «обкатан» на дорогах? И сколько ДТП удаётся зафиксировать в течение дня?

– Разумеется, при активном участии Госавтоинспекции Красноярского края аспирантами и студентами кафедры автомобильных дорог были проведены соответствующие эксперименты вначале в Дивногорске, затем в Красноярске. На дорогах Красноярска, например, удалось зафиксировать 5 ДТП за 4 часа, а это очень неплохой результат. На оформление одного происшествия уходит в среднем 5 минут – скорость невероятная по сравнению с «классическим» вариантом.

– Расскажите подробнее, с какими краевыми структурами помимо Госавтоинспекции сотрудничает ваша кафедра в рамках данного проекта.

– Конечно же, в продвижении нашего проекта заинтересовано Министерство промышленности, энергетики, транспорта и связи Красноярского края (руководитель – Пашков Денис Геннадьевич), поскольку дополнение уже существующей сертифицированной программы оценки дорожных условий фотограмметрической технологией будет способствовать выполнению основной задачи министерства: обеспечению сохранности и улучшению технического состояния автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения.
Второе заинтересованное лицо – это управление автомобильных дорог по Красноярскому краю (КрУДор) – структура, которая в случае реализации предложенной нашей кафедрой программы сможет рассчитывать на конкретную пользу введённых изменений: сократится время оформления ДТП, а значит, снизится количество заторов, вызванных аварийными ситуациями, улучшится качество транспортного потока.

– Стандартная «бумажная» документация по ДТП хранится в архиве, а как обстоит дело с фотоснимками?

– Точно так же, с той лишь разницей, что вся информация помещается на обычный СD-диск, становясь более компактной и удобной в работе, что немаловажно для сотрудников ГАИ.

– Каким образом решается вопрос легитимности метода стереофотограмметрической съёмки?

– В настоящее время наша кафедра сотрудничает с Сибирским юридическим институтом: специалисты-правоведы разрабатывают документы, регулирующие отношения сторон ДТП (включая участие экипажа автомобиля-лаборатории), создают методику предоставления данных стереофотограмметрии для судебного разбирательства.

– Насколько я понимаю, разработка и применение обсуждаемого метода – это «живой» научный проект, в который активно включаются молодые исследователи.

– Более того, это настоящий научный прецедент не только в Красноярском крае, но и даже в России. В прошлом учебном году на базе КрУДор состоялись первые защиты дипломных проектов, связанных с фотограмметрической тематикой. Был проведён телемост с кафедрой изысканий и проектирования дорог Московского автомобильно-дорожного института: дипломники Анна Швабенланд и Андрей Питруков отвечали на вопросы не только красноярских, но и столичных преподавателей (в числе которых был первый проректор МАДИ Павел Иванович Поспелов) буквально в режиме on-line, и это был потрясающий опыт.
Кстати, выпускница Анна Швабенланд после защиты дипломной работы была приглашена на работу в КрУДор без прохождения предварительной практики, а это свидетельствует об отличном качестве и высокой научно-практической ценности проделанной ею работы.

– Спрогнозируйте, пожалуйста, когда метод фотограмметрической съёмки станет по-настоящему распространённым и доступным.

– Хотелось бы, чтобы это произошло как можно скорее. Кафедра автомобильных дорог как представитель СФУ в качестве разработчика делает всё возможное, чтобы фотолаборатории вышли на дороги и облегчили жизнь участников дорожного движения.

Татьяна МОРДВИНОВА

Похожие материалы