Страшно желанная и малодоступная

«Мы обсудили, и теперь вы сможете подумать», – закончил модератор дискуссию на тему «Стажировки и работа за рубежом: за и против». К такому абстрактному итогу свелись полтора часа обсуждения одной из «престижных» студенческих тем. Может, потому что I Молодёжный конвент, в рамках которого и работала площадка, имеет статус «открытый»: стало быть, и вопросы должны оставаться открытыми? Но скорее всего, потому что «ехать или не ехать», а точнее «пробовать или нет» – каждый должен решить сам. Хотя послушать экспертов и поучиться на чужих примерах, конечно, было полезно каждому.

Брат Александра Бауэра, студента исторического факультета КГПУ им. В.П. Астафьева, получил высшее образование в Петропавловске. Подтвердил диплом в Германии, устроился там же на работу в BMW и прошёл путь от рабочего до заместителя генерального директора. «Причём, уезжая за границу, – рассказывает Александр, – он знал по-немецки только «Айн» и «Ахтунг».
В этой счастливой истории карьеры за рубежом названы все темы, которые студенты красноярских вузов обсудили с экспертами на площадке. Утечка мозгов, личностный рост, психологическая готовность, конкурентоспособность на чужой земле, языковые барьеры.… Всё на своих или близких примерах и с комментариями специалистов.

«После стажировок у студентов загораются глаза, они активизируются, начинают искать, в чём бы ещё поучаствовать. Динамика: как личностная, так и профессиональная», – приводит аргумент «за» Екатерина Асоскова, координатор международных студенческих программ СФУ.

На профессиональной мотивации мы остановились надолго. «90-95% поехали бы за границу на стажировку», – приводит данные опроса среди 150 человек модератор Антон НАРЧУГАНОВ. Однако за чем именно бы отправились – сделать новые фотографии, загореть, пообщаться, получить профессиональные навыки – не сказано. Специалисты судят по своему опыту: студенты воспринимают курсы или стажировки за рубежом как услугу турагентства – возможность съездить в другую страну, чтобы потом рассказывать об этом друзьям.
«80% участников обучающих загранпоездок не используют международный уровень, – рассказывает Елена Нечушкина, руководитель РОО «Информационно-правовой центр коренных народов Красноярского края», организатор стажировок. – А для профессиональной реализации часто бывает достаточно регионального опыта. Ведь жить на стажировке в тепличных условиях, когда всё оплачено и включено, – это одно дело. Другое – если ты приезжаешь в другую страну как трудовой эмигрант. Нереально сложно быстро найти хорошую работу за рубежом».

В пользу убеждения лишний раз подумать упоминались даже классики и учёные. «Вы можете всю жизнь стажироваться и никем не стать, – приводит свой довод Елена Чистова, координатор международной программы SIFE. – А Чарльз Дарвин, например, съездил за границу один раз и сорок лет об этом писал».

Из студентов мало кто мог похвастаться своим опытом «иножизни». Студентка архитектурного факультета СФУ, пройдя стажировку в Чехии, говорила о зависти со стороны однокурсников, непонимании со стороны преподавателей, невостребованности со стороны работодателей. Девушка из КГАУ, изучающая международный бизнес, наоборот, удивлялась: на её факультете не обойтись без заграничных поездок. «Всё зависит от специализации, – уверен студент-историк Александр Бауэр. – Как не побывать, к примеру, в Италии будущим преподавателям истории средних веков? Но зачем стажировка исследователю отечественной истории?»
Всем – и сомневающимся, и твёрдо намеренным пытать счастья – эксперты дали один совет. Перед тем как куда-то уезжать, нужно ответить себе на вопрос: зачем я еду в эту страну, как поездка отразится на моей жизни через 20-30 лет? Это должна быть эффективная поездка «с будущим», а не просто красивый сюжет для истории внукам на ночь. И даже если стажировка всё-таки станет просто сказкой, то пусть она в реальной жизни имеет счастливое продолжение.

Елена Николаева

Похожие материалы