Учёба – дело тонкое

Довольно часто в редакцию нашей газеты обращаются студенты по поводу организации учебной работы в вузе. И проблемы их интересуют самые разные — от глобальных общих до мелких бытовых. Сегодня на некоторые из собранных редакцией вопросов отвечает заместитель первого проректора по учебной работе, кандидат технических наук, доцент ПИ СФУ И.А. ЗЫРЯНОВ.

—Игорь Александрович, сегодня меняются образовательные стандарты, создаются новые учебные программы. Это радикально другое образование или смещаются только акценты?
— Образовательные стандарты III поколения отличаются от предыдущих компетентностным подходом, когда образование направлено на получение студентом знаний и умений применять их потом на практике. Также в новых стандартах появилась возможность большей свободы выбора предметов для создания персональной траектории обучения, т.к. курсов по выбору для бакалавров стало до 60%, а для магистров – до 80%.
— Гуманитарии считают, что их составляющая в образовании сворачивается. Технари в свою очередь обижаются, что их профильные дисциплины читаются через неделю, а философия, скажем, еженедельно. Можно ли достичь ситуации, устраивающей всех?
— Соотношение объёма часов на дисциплину заложено в стандартах. В каждом цикле дисциплин также есть часы региональной компоненты и по выбору. В зависимости от стандарта они занимают от 25 до 40% времени, и только ими можно варьировать. Переброска часов из цикла в цикл считается грубейшим нарушением.
— Насколько эффективно работают учебно-методические советы, какие актуальные проблемы решают?
— Учебно-методические советы действуют в институтах. Сейчас подготовлены проекты положений по научно-методическим советам трёх направлений: естественно-научному и математическому, гуманитарному и социально-экономическому и техническому. Актуальной проблемой в настоящий момент является переход на новые стандарты и качество образования.
— Какие формы контроля содержания образования используются?
— Эти формы могут быть разными: взаимное посещение занятий, просмотр лекционного материала, практических и лабораторных занятий. Вклад преподавателя в разработку учебно-методических комплексов дисциплин даёт понятие о его участии в методической работе. Кроме того, чтение лекций идёт, как правило, по учебной программе, которая либо берётся в виде дидактических единиц из стандарта, либо из учебного плана. Отклонения от программы не допускаются.
— Как в СФУ идёт внедрение и совершенствование кредитно-рейтинговой системы?
— Система внедрена на первых и вторых курсах. Она одинакова во всех институтах. Узкие места встречаются, но их стараются решить как можно быстрее. Успехи зимней сессии могут подтвердить данные, которые находятся в деканатах. Выставлены также общие данные по балльно-рейтинговой системе.
— Как развивается эксперимент с фундаментальной подготовкой — когда все студенты 1-2 курсов будут получать относительно единый блок фундаментальных дисциплин?
— Эксперименты с фундаментальной подготовкой идут уже давно. Очередной этап грядёт с началом обучения по стандартам 3-го поколения с 1 января 2011 года. В этих стандартах применён компетентностный подход и дан широкий выбор предметов фундаментальной подготовки с возможностью их унификации. При составлении учебных планов по новым стандартам будет проведена унификация основных фундаментальных предметов: истории Отечества, философии, математики, физики, химии, информатики, механики и т.д.
— Какие способы мотивирования студентов к учебной деятельности используются?
— Способов таких достаточно много и чаще всего используются рейтинги, в том числе и кредитно-рейтинговая система.
— Высшее образование не только готовит специалистов, но и формирует личность (так всегда заявлялось). Однако сейчас нет идеологических курсов (политэкономия, научный коммунизм), как нет и понятия «воспитание студентов»…
— Понятие «воспитание студентов» осталось, но идеологическое его сопровождение практически исчезло. И всё же в должностных инструкциях всех преподавателей раздел по воспитательной работе присутствует. Большинство наших преподавателей проводят воспитательный процесс на занятиях и вне их, привлекая студентов к научной деятельности через участие в конференциях, предметных олимпиадах и т.д. Кроме того, в университете достаточно хорошо развита студенческая самодеятельность, а ещё — много спортивных секций.
— Сохраняется ли дефицит аудиторий, кто сегодня в наиболее сложной ситуации?
— Дефицит аудиторий сохраняется, однако с 1 сентября 2010 г. вводится в строй корпус Института нефти и газа. Студентов и преподавателей переведут из корпусов, расположенных в Студенческом городке и на проспекте им. газеты «Красноярский рабочий», освобождая этим аудиторный фонд (около 22 аудиторий).
— Практически во всех институтах и достаточно часто происходят отмены занятий. То есть студенты едут, например, с другого конца города, в переполненных автобусах и пробках, а, попав в университет – узнают, что лекцию почему-то отменили. Есть ли какая-то схема, по которой должен действовать деканат или дирекция институтов, чтобы заранее предупредить студентов об отмене?
— О случаях запланированной отмены занятий по каким-либо причинам деканат объявляет заранее. А когда происходят «нештатные ситуации», работники деканата должны обзванить студентов, ведь почти у каждого из ребят есть сотовые или домашние телефоны.
— Почему на сайте СФУ нет учебного департамента и никаких его контактов?
— Да, действительно, с сайта убран раздел по учебно-методическому департаменту. Его необходимо вернуть.

Вера КИРИЧЕНКО

Похожие материалы