Медийная грамотность со школьной парты

Кафедра журналистики СФУ обратила внимание общественности на необходимость обучать в школе не только будущих работников масс-медиа, но и будущих пользователей.

9 апреля в рамках «Дней русской словесности» кафедра журналистики СФУ провела круглый стол на тему «Проблемы взаимодействия школы и вуза в повышении медийной грамотности». Его участники говорили о том, как учить школьников критически относиться к сообщениям СМИ. И оказалось, что этот разговор давно назрел.

Приглашённые представители управления образования Красноярска, журналисты, педагоги учреждений дополнительного образования и руководители школьных пресс-центров неоднократно подчёркивали: средства массовой коммуникации как источник знаний о мире давно опередили школу и родителей. Но это не так страшно, как мы привыкли говорить. При одном условии: если у «пользователя» СМИ развито критическое мышление, он понимает основные законы функционирования масс-медиа, он способен «отсеивать» ту информацию, которую считает «вредной». Однако проблема в том, что современная школа не учит грамотно пользоваться СМИ, и в результате сами учителя нередко попадают в ситуацию, когда не могут дать объективную оценку результатам журналистской работы.

Конечно, во многих школах Красноярска давно работают пресс-центры. Они позволяют ученикам в упрощённой форме прикоснуться к процессу создания медиапродуктов и понять некоторые проблемы журналистской деятельности. Среди них — достоверность информации, ответственность за сообщаемые сведения, цензура, умение «разговорить» собеседника и грамотно обработать ту информацию, которую он предоставил. Но как признали сами учителя, работа школьных пресс-центров скорее связана с профессиональной ориентацией учеников, чем с массовым медиаобразованием. Кроме того, у школьных учителей часто нет необходимых знаний о современной журналистике и СМИ, поэтому им приходится рассчитывать только на свой педагогический талант.

Ситуация осложнена тем, что постоянно растёт число тех задач, которые взваливают на школу. «Сегодня школа – единственная структура, которая работает с детьми... И она должна познакомить учащихся с выборной системой, современным налоговым законодательством, теперь ещё и повышать медиаграмотность», — отметила заместитель начальника управления образования Красноярска Ирина Лютикова.

И всё-таки возможные выходы из ситуации были найдены. Во-первых, меняется система распределения субвенций на повышение квалификации учителей. Это означает, что кафедра журналистики СФУ может разработать и предложить школам официальную программу обучения школьных педагогов. Также существует возможность получения средств на разработку факультативного курса по массовому медиаобразованию через городской конкурс инновационных программ дополнительного образования.

Во-вторых, представители управления образования предложили кафедре журналистики создать в ряде школ базовые площадки СФУ, где можно отрабатывать курс по массовому медиаобразованию. Данный шаг оправдан ещё и потому, что в ближайшие 5 лет у системы среднего образования не хватит ресурсов, чтобы курс по «пользованию СМИ» появился в каждой школе. Хотя на круглом столе прозвучала идея привлекать к работе школьных пресс-центров студентов отделения журналистики, и это могло бы рассматриваться в качестве варианта производственной практики.

В-третьих, не забыли и о мотивации тех, кто уже работает с детьми в школьных пресс-центрах. Все единогласно одобрили предложение учредить специальную номинацию для руководителей пресс-центров в профессиональном конкурсе «Учитель года», дабы повышать престиж этого вида работы с детьми.

Кроме этого, кафедра журналистики заручилась поддержкой у собравшихся относительно идеи создать некоммерческое партнёрство по медиаобразованию. Такая мера расширит возможности кафедры, школьных учителей и заинтересованных журналистов в развитии медиаобразования на территории края.

Кирилл ЗОРИН

Похожие материалы