Педагогическое погружение

26-28 апреля в Красноярске при участии Института педагогики, психологии и социологии СФУ прошла 17-я ежегодная Всероссийская научно-практическая конференция «Педагогика развития: движущие силы и практики развития». Конференция была впервые организована 13 лет назад по инициативе красноярских педагогов и психологов для обсуждения результатов инновационной и экспериментальной работы в области развивающего обучения и развивающего образования в целом. Она была горячо поддержана всемирно известным российским философом, педагогом, психологом Василием Васильевичем Давыдовым, одним из авторов уникальной образовательной технологии «Развивающее обучение Эльконина-Давыдова», которая сегодня экспортируется из России в развитые страны.

Конференция является уникальным и масштабным ежегодным событием в жизни инновационного образовательного сообщества страны. На ней обсуждаются результаты передовых разработок и исследований в области обучения детей, подготовки и переподготовки кадров для рынка труда, масштабные проекты в области образования. В нынешнем году центральной темой для обсуждения стал вопрос о движущих силах развития. Докладчики первого пленарного заседания отвечали на него с практической и теоретической сторон.

Игорь Михайлович Реморенко, директор департамента по образовательной политике Министерства образования и науки Российской Федерации, представил Федеральную целевую программу развития образования на 2011-2015 гг. Докладчик выделил конкретные шаги, которые обеспечат прогресс российского образования: опираться на сложившиеся в результате реализации национального проекта «Образование» сетевые сообщества, поддерживать тех, кто динамично развивается, стимулировать авангардные проекты до 2020 года. Президентская инициатива «Наша новая школа» повлечет выделение субсидий под реализацию новых проектов по принципу «деньги в обмен на эффективность». Что касается долгосрочных проектов до 2020 года, то сегодня они видятся такими: современная школьная инфраструктура, учитывающая технологические новинки; создание интерактивных образовательных сред для участия семьи; исследовательские проекты с участием детей и различные формы online-образования.


Выступает профессор из Екатеринбурга А.М. Лобок

Большое пленарное заседание продолжил Борис Даниилович Эльконин, зав. лабораторией теоретических и экспериментальных проблем психологии развития ПИ РАО. Его доклад раскрывал проблему движущих сил развития с точки зрения философии и методологии. В интервью нашей газете Борис Данилович отметил: современная школа считает, что образование – это освоение чего-то, но на самом деле образование – это освоение себя. Причём этот процесс, по словам Эльконина, состоит из двух частей: с одной стороны происходит «освоение Мира мной, делание Мира своим», с другой – процесс, когда «я становлюсь частью Мира, нахожу часть реальности, где я свой».

После общих заседаний участников конференции ждали малые пленумы, круглые столы, проблемные симпозиумы и мастер-классы с участием ведущих российских специалистов в области инновационного образования. Обсуждались такие темы, как «Подросток и книга: является ли урок литературы практикой развития?», «Современная детская субкультура как фактор развития ребёнка», «Концепция прикладного знания. К вопросу модернизации профессионального образования» и многие другие. Были затронуты все сферы образования, начиная с дошкольного и заканчивая вузовским. Среди наиболее острых вопросов можно выделить проблему чрезмерно раннего обучения детей, о которой рассказала Е. О. Смирнова, зав. лабораторией ПИ РАО, представитель Центра психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек. Она обозначила широко распространяющуюся в настоящее время практику, когда родители под влиянием рекламы и пропаганды идеи «воспитаем гения» начинают учить своих детей читать, писать и считать практически с пелёнок. В Америке выпускают фильмы для трёхмесячных младенцев, которые превращают ребёнка в теленаркомана, а российские прилавки заполонили страшные и странные игрушки, которые не только уничтожают сам процесс детской игры, но и пагубно влияют на эмоциональное здоровье и психику маленького человека.

Специально для школьных педагогов психологи Красноярского педагогического колледжа № 1 провели мастер-класс по преодолению стресса и защите от профессионального выгорания. В условиях постоянных инноваций и непрекращающихся бытовых и межличностных неурядиц школьные учителя неминуемо становятся жертвами стресса и профессионального износа. В этой ситуации основным источником положительных эмоций может стать педагогический коллектив. Ведущие мастер-класса подчеркнули важность позитивных межличностных отношений и их влияние на работоспособность и энтузиазм.

Тема вузовского образования была затронута на малом пленарном заседании под названием «Почему движущие силы не двигают?». Исаак Давидович Фрумин, и.о. проректора ГУ-ВШЭ, вместе со своей командой провёл исследования, согласно которым большинство студентов вузов довольны учебным заведением, которое они окончили, но с другой стороны – не наблюдают никаких принципиальных изменений в своих навыках и компетенциях. При этом выяснилось, что многие студенты не знают, что такое проектная работа в малых группах, очень слабо представляют общий контекст своей будущей профессии, почти не получают опыт участия в реальных действующих проектах, а также находятся в так называемом «договоре о невовлечённости» с преподавателями своего вуза. В качестве некоторого вывода Фрумин выдвинул тезис о том, что «большинство студентов не заинтересованы в дополнительном образовании, даже если его предоставляет вуз, поэтому и внутренних стимулов для развития вузов нет».

Предыдущие конференции оказали серьезное влияние на образовательную политику Российской Федерации. Так, на конференциях, начиная с 1994 года, был подготовлен ряд отраслевых решений по содержанию образовательной реформы. Конференции 2002 и 2003 годов были посвящены проблеме ключевых компетенций и их становления, что задало новое направление образовательных инноваций –«компетентностный подход», перемещающий акцент с усвоения знаний на овладение универсальными способами решения тех или иных задач. Как повлияет на российское образование нынешняя конференция, покажет будущее. Ведь освоение себя и освоение мира случается не за день и не за год.

Кирилл АРСЕНЬЕВ

Похожие материалы