Войны и воины

Война — один из самых верных спутников человечества, которое за свою историю успело повидать около 5000 войн и вооружённых конфликтов. От самых малых (сотня дуболомов на сотню дуболомов) до двух мировых войн, охвативших целые континенты и океаны. История войн детально изучена и обобщена в терриконах работ, написанных военными и историками. Однако за сухими цифрами потерь, картами и диаграммами не всегда разглядишь истинное лицо войны. Помочь этому призван необычный совместный проект Гуманитарного института СФУ и военно-исторического музея «Мемориал Победы» — «Война глазами современников». Информацией о проекте охотно поделилась Т.В. Ивлева, директор музея и организатор встреч.

— Татьяна Владимировна, проект начал работать с октября 2009 года...

— Да, тогда со студентами историко-философского факультета СФУ мы организовали две встречи-лекции на тему «Блокада Ленинграда». Потом, совместно с организацией «Малолетние узники фашизма», была проведена встреча на одноимённую тему. Говорили мы и о трассе Аляска-Сибирь, по которой в войну на фронт перегоняли ленд-лизовские самолёты…

— То есть проект начался со Второй мировой войны?

— Да. Но к пятой встрече мы решили сменить тему и начать обсуждать более современные конфликты — Афганистан и, на последней лекции, Чечню. На самом деле Россия, конечно, вела много войн, но проект нацелен на встречу с непосредственными участниками событий. Это ограничивает выбор — из ветеранов Первой мировой и Гражданской, понятно, никого не осталось, а ветераны горячих точек холодной войны (Кореи, Анголы, Ближнего Востока) пока немногословны и плохо идут на контакт. А цель проекта, напомню, —«живая» история глазами участников и современников.

— Вы упомянули, что проект задумывался для студентов-историков. Однако на последней встрече я видел много студентов других специальностей. Скажите – когда проект вышел за рамки чисто образовательного?

— Практически сразу. Мне очень приятно было увидеть, что уже с первой лекции мы вызвали к себе интерес не только историков. Конечно, у каждой темы есть своя специфика. Вторая мировая, например, очень хорошо изучена, она оставила долго заживающие следы как в нашей стране, так и за рубежом, она широко освещена в учебниках, художественной литературе и фильмах (и компьютерных играх — прим. корр.). Афганская же война и особенно Чеченская – пока ещё «белые пятна» в нашей истории. Неудивительно, что встречи на эти темы вызвали гораздо более бурный интерес.

— О причинах и последствиях Афганистана и Чечни спорят до сих пор. Ставили ли вы цель дать оценку тем событиям?

— Мы пытались разобраться в причинах, повлёкших за собой эти трагические события. Но старались не только анализировать события, но и «погрузить» студентов в атмосферу переживаний и впечатлений участников событий.

— Встречи детально планируются, или вы предпочитаете импровизировать?
— В самом начале мы составили план, состоявший из примерного списка тем. Но конкретное содержание каждой встречи, состав приглашённых участников и список проблемных вопросов готовим с учётом опыта предыдущих встреч.

— Какие ваши планы на будущее проекта?

— В этом учебном году проект почти закончен. Планируется заключительная лекция, на которой мы постараемся дать ответ на вопрос — что же такое война в представлении современного человека? Для этого студенты исторического факультета провели социологический опрос, результаты которого мы сейчас обрабатываем.

— А разве не логичнее было поставить эту лекцию первой? Ведь прежде чем что-либо обсуждать, необходимо дать понятие, определение – а что это такое?

— Мы хотели, чтобы каждый смог ответить на этот вопрос сам, проанализировав и «переварив» впечатления участников событий и подведя итог — а что теперь? Что представляет война в моих глазах? Это умение «вжиться» в историю особенно актуально для нынешних студентов-историков, которые через несколько лет пойдут преподавать в школы и вузы.

— Вы продолжите работу над проектом? Ведь каждая война таит столько тайн, что на одну Великую Отечественную у некоторых историков уходит вся жизнь.

— Да, конечно. По итогам года мы планируем провести анкетирование среди студентов – какие темы их наиболее интересуют? Поговорим и с ветеранами событий — вдруг они подкинут нам свежие идеи?

— Кстати — о ветеранах. С кем конкретно вы сотрудничаете и каковы их впечатления от вашего проекта?

— Все те, с кем мы имели счастье общаться — «Общество блокадников Ленинграда», «Малолетние узники фашизма», «Боевое братство союза ветеранов Афганистана» и вся общественная палата ветеранов Гражданской Ассамблеи — все они сказали нам спасибо. Ветераны также отметили,что этот проект играет особую роль, ведь в студенческой среде, в отличие от школьной, гораздо меньше выражен интерес к прошлому. Надеюсь, наш проект сумел доказать обратное.

— А планируете ли вы подключить к проекту другие вузы города?

— Да, конечно. Например, в последних лекциях участвовали преподаватели из педагогического университета, приходили их студенты. И надеемся на плодотворное сотрудничество и с другими вузами.

Александр ЛЕШОК

Похожие материалы