Образовательная доминанта

В Красноярске состоялся IV Международный горно-геологический деловой форум «МИНГЕО-СИБИРЬ 2010». Территория, на которой сосредоточены интересы ряда горнодобывающих компаний, стала своеобразной диалоговой площадкой для предприятий, отраслевых и академических институтов, государственных органов управления из России, СНГ, Западной Европы, Австралии и Северной Америки.

Среди организаторов форума традиционно значится Сибирский федеральный университет, который на этот раз вместе с ИГДГиГ представлял Институт нефти и газа.

— Участие России в Болонском процессе, стремление создать свою систему образования, сопоставимую с европейской, но отвечающую потребностям собственного рынка труда, привело к возникновению новых тенденций в горно-геологическом образовании, — говорит директор Института геологии, горного дела и геотехнологий Владимир Александрович Макаров. — Но поскольку «прикладная геология» и «горное дело» признаны стратегическими направлениями, подготовка предполагается по специалитету, то есть мы будем готовить горных инженеров вне двухуровневой системы образования. Поэтому сегодня особенно важно, чтобы инженерное сообщество участвовало в формировании образовательных стандартов, в утверждении учебных программ, то есть вмешивалось в процесс подготовки на более ранних стадиях. У нас есть ассоциация геологов и горнопромышленников, фонд поддержки геологического образования, наконец, управление по недропользованию, которое тоже может посодействовать решению образовательных проблем.

Буквально накануне своего выступления на форуме я просмотрел учебные программы по прикладной геологии, в первую очередь — федеральную компоненту. И, к своему удивлению, не нашёл ни одной дисциплины, касающейся геоинформатики. А ведь современные геоинформационные и горно-геологические информационные системы с возможностью 3D-моделирования — это «визитная карточка» нашего региона! Мы их развиваем последние 4-5 лет и понимаем, что в этой области сильнее других. А в федеральных программах — ни слова, при том, что это направление необходимо развивать, оно востребовано горными предприятиями. Сейчас, когда в условиях рыночной экономики роль государства уходит на второй план, надо особенно активно самоорганизовываться, в том числе и инженерному сообществу в плане элементарного кадрового воспроизводства.
Назрел и вопрос проектного обучения: под конкретный заказ от предприятия на выполнение НИР формируется группа, состоящая в первую очередь из студентов выпускных курсов. В рамках научно-исследовательских тем, курсовых работ, а затем дипломных проектов они работают над конкретной проблемой, чтобы потом с «колёс», без дополнительной адаптации, включиться в производственный процесс.

Есть ещё один перспективный вариант: подготовка руководителей высшего звена. Допустим, предприятие на пике своего развития, что ни год — запускает в эксплуатацию новый рудник. Мастера, как линейный персонал, у них есть, а вот руководителей крупных производственных звеньев — цехов, фабрик — ещё надо поискать. А ведь можно собрать команду из будущих геологов, маркшейдеров, обогатителей, технологов, горных инженеров, которые в рамках договора получат дополнительное образование, «заточенное» под конкретный рудник, конкретное месторождение. Мощный интенсив в течение 5-6 месяцев будет оправдан. Конечно, молниеносной реакции не ждём, но если камень в воду брошен — круги пойдут; на каком-то этапе интерес «всплывёт».

Одна из острых проблем, стоящих сегодня перед горно-геологическим образованием, — потеря престижа профессии и отсутствие профориентационной работы с детьми. Вчерашние школьники при выборе вуза и специальности не представляют, зачем и куда идти — и в итоге выбирают юриспруденцию и экономику, статус и престиж которых понятен всем. Между тем во всём мире поступают иначе: в своём докладе В. А. Макаров, к примеру, демонстрировал... книжку-раскраску, изданную для американских дошкольников. В ней, в познавательной и понятной для детей форме — всё о каменном угле, начиная с образования угольных пластов и заканчивая тонкостями его добычи. Подбирая краски, «художник» попутно проникает в тайны недр — ему
интересно!

Дальше, в школе, он сможет познакомиться с новыми профориентационными программами. В итоге в вуз поступит молодой человек, чётко представляющий сферу своей будущей деятельности, знающий, что горное дело — это перспективно и престижно.

— У нас подобная система профессиональной ориентации практически утеряна. А повышать привлекательность профессии горного инженера, геолога, технолога, обогатителя в глазах школьников нужно обязательно, — делает вывод Владимир Александрович. — Необходимо возвращаться к кружкам «Юный геолог», активнее внедрять профильные школы по образцу, например, классов «Роснефти» — словом, восстанавливать связь поколений. Иначе через несколько лет мы столкнёмся – да уже сталкиваемся! — с серьёзным дефицитом кадров в геологии и на добывающих предприятиях.

Дискуссионная часть форума была подкреплена материалами технологических достижений, размещёнными на экспозиционных стендах специальной выставки, в том числе и наших двух профильных институтов. Здесь выставлены разработки хорошо известных научно-производственных центров ИГДГиГ: Центра компьютерного моделирования и прогнозирования, Центра инженерной геологии и гидрогеологии, проектного отдела «Горное бюро», а также Инжинирингового центра, создаваемого при Институте нефти и газа.

Начальник отдела технологической подготовки производства Технопарка СФУ Сергей Николаевич Шеремет подчеркнул, что задача такого центра — максимально скоординировать вектор научно-исследовательских работ университетских специалистов с реальными потребностями нефтегазовой отрасли в инновационных решениях её текущих и перспективных производственно-технологических задач.

Только востребованность производством, заказчиком, рынком обеспечивает окончательный успех любой научной идее. Нынешний форум — та площадка, где видно, в каких направлениях НИОКР способна в ближайшее время обеспечить отрасли процентный рост эффективности производства, а в каких — кратный.
В рамках форума прошли также Третий Всероссийский семинар «Платина в геологических формациях мира», в котором приняли участие учёные СФУ, и конкурс студенческих работ по использованию горно-геологических информационных систем, организованный австралийской компанией Micromine Pty.

Любовь ГАБЕРБУШ

Похожие материалы