Мир глазами «другого»
В качестве примера современных ритуалов, которые с помощью современных СМИ приобретают глобальный характер, визит-профессор из Свободного университета БерлинаКристоф Вульф продемонстрировал видеосюжет о церемонии похорон Майкла Джексона. Благодаря телевидению «хоронила» кумира молодёжь многих стран Европы. В ходе публичных лекций профессора были затронуты вопросы важности ритуалов в семейной, политической жизни, проведена дискуссия со студентами и преподавателями СФУ.
В СФУ Кристоф Вульф приехал по приглашению кафедры философии Института фундаментальной подготовки СФУ (заведующий — профессор И.А. Пфаненштиль). Лекции читались на английском языке и сопровождались синхронным переводом (переводчик – А.А. Ильюшенко, преподаватель кафедры разговорного английского языка).
На примере исследования, проведённого профессором Вульфом совместно с его студентами-докторантами и заключающегося в сравнительном анализе культур Германии и Японии, было показано, что даже в повседневной жизни ритуал является одной из главных связующих сил в обществе. Люди ежедневно оказываются вовлечёнными в разнообразные ритуалы, не задумываясь над их значением и многообразием.
Второй день лекций профессор говорил о самых главных проблемах человечества: о мире, культурном разнообразии и устойчивом развитии. Развитие считается устойчивым, если оно порождает экономический рост, его результаты распределяются справедливо, окружающая среда восстанавливается в большей мере, чем разрушается, и возможности людей увеличиваются, а не сокращаются. Для их решения необходимо сфокусировать внимание на таких целях, как защита окружающей среды, борьба с бедностью (около 1 млрд человек на Земле имеют доход менее 1$ в день), права человека, демократия, равные права мужчин и женщин, толерантность, солидарность, свободная передача информации и знаний и, конечно, мир и безопасность.
Особую роль играет доступность образования. Ситуация в этой сфере на сегодняшний день неоднозначна: с одной стороны, уменьшается число неграмотных людей, всё больше детей посещают школу. Однако в доступности наблюдается гендерный дисбаланс: мужчины и женщины не всегда имеют равные возможности для получения образования. В частности, это касается мусульманских стран.
Профессор Вульф подчеркнул взаимосвязь демократии и образования. Социальная активность индивида во многом обусловлена наличием образования. В современном мире человеческий потенциал каждой страны определяется на основе трёх основных показателей: уровня доходов, средней продолжительности жизни и образования. Образование, отвечающее современным потребностям, выступает в качестве ключевого фактора социализации личности, условием горизонтальной и вертикальной мобильности, способности к усвоению и продуцированию инноваций.
Как отметил профессор Вульф, концепция образования в Европе в последнее время изменилась. Когда-то оно было национально ориентировано. Особенно это касалось исторического образования и, в частности, вопроса интерпретации истории. Речь шла о формировании национальной идентичности француза, немца и т.д. Все национальности находились в конкуренции друг с другом. Это стало одной из причин того, что в ХХ веке весь мир пережил две страшные войны. Сейчас в Европе стараются найти новый подход. И в этой связи цель обучения лежит в плоскости формирования разностороннего видения истории с позиции не только своей, но и других наций.
Одна из главных идей в формировании глобального мира — идея культурного разнообразия. В течение 20 последних лет глобализация рассматривалась как унификация. Те, кто представлял данный тезис, фиксировали характерные черты глобализации:
1. Транснациональные рынки капитала.
2. Мобильность капиталистической модели экономики. Проводниками глобализации являются транснациональные образования, что приводит к уменьшению роли государств.
3. Образцы стиля жизни, которые становятся всеобщими.
4. СМИ и развитие масс-медиа. Благодаря этому мы можем быть участниками событий, происходящих, например, в Африке.
Всё вышесказанное предполагало, что должна сформироваться всемирная ментальность. Однако темпы глобализации оказались различны в различных частях мира. Представители всех народов хотели и хотят сохранить свою культурную идентичность. В связи с этим ЮНЕСКО внесла изменения в положения ВТО (Всемирной Торговой Организации) об открытости мирового рынка для всех видов товаров. В новой интерпретации прозвучал тезис о создании таких условий мировой торговли, при которых обеспечивается сохранность культуры. В 2005 году эта концепция была принята большинством стран (за исключением Израиля и США). Как показал исторический опыт, попытка «подогнать» любую национальную культуру под чужой стандарт приводит к насилию, войне.
Европейская культура традиционно оперировала тремя основными стратегиями «уравнивания» культур, нацеленными на то, чтобы «чужак», «другой» был таким же, как «я»: логоцентризм как способ рационального мышления; европейский эгоцентризм как способ принижения других; европейский этноцентризм. Борьба с этими стратегиями — задача будущего.
В заключение было подчёркнуто, что роль образования велика в решении всех этих проблем. Важно мультикультурное образование. Введение понятия «мультикультурализм» — это ответ на вызов культурного и этнического разнообразия с помощью образовательных, лингвистических, экономических и социальных инструментов и институциональных механизмов.
Затем со стороны аудитории, которую составляли студенты, аспиранты, преподаватели, были заданы вопросы: как происходит глобализация на политическом уровне? возможны ли в будущем культуры ведущие, задающие, определяющие стиль мышления, стиль жизни? к чему может привести современная политическая и экономическая ситуация в Греции? может ли научное сообщество влиять на правительство и каковы механизмы влияния? Состоялась продолжительная и насыщенная дискуссия. На все вопросы были даны ответы. Возможно, для посетивших лекции в эти дни Европа стала чуть-чуть ближе.
Н.А.Бороноева, М.С.Бухтояров, доценты кафедры философии ИФП