«Философия – искусство быть счастливым»

«Никогда не поздно начинать делать то, что тебе нравится и интересно», – утверждает профессор Гуманитарного института СФУ Александр Парфёнович СВИТИН. В своё время он заканчивал физфак КГУ, но потом сменил специализацию – стал кандидатом химических наук, а потом — доктором философских. Всерьёз занимается поэзией (выпустил авторский сборник) и вообще много где себя пробовал и пробует.

— Александр Парфёнович, Вы пишете стихи и одновременно — работаете в науке, да ещё в такой вечной — философии. Насколько важно для формирования мировоззрения соединение мудрости, эстетики, внимание к деталям, к слову?

— Свою теорию познания я назвал континуалистикой. Эта концепция основывается на древнегреческом учении холизма, которое утверждает, что к миру нужно подходить как к целому. Действительно, нельзя разделять мир на кусочки, на отдельные дисциплины, если хотите его понять. Это трудно, не всегда удаётся — узкая специализация заставляет заниматься чем-то одним, и мы обедняем себя этим. Но если человек пытается сопротивляться – возникают необычные связи, параллели, и ты чувствуешь континуум мира, потому что всё разделено только на поверхности, а в глубине – очень тесно связано.

— Видимо, тема Вашей докторской диссертации «Философские основания и принципы становления информационной химии» является подтверждением вышесказанного?

— Выбранная тема — новый взгляд на науку. С чем мы сегодня столкнулись? С технократическим подходом: всё на благо инженерии, на благо техники. Понятно, что техника нужна для жизни, для экономики, но когда на фоне этой ситуации забывается человек, природа — может произойти непоправимое.

Помните, Маркс говорил: философия объясняла мир, а надо бы его не объяснять, а перестраивать. То есть, получается, мир не надо понимать? Вот и доперестраивались, и уже имеем печальный результат. Всё-таки сначала важно разобраться и понять, чему и служит союз философии, науки и искусства. А ещё Платон утверждал, что душа, тело и интеллект неразделимы.

Моя диссертация основывается на информационном подходе к естествознанию в целом и, в том числе, к химии. Мы должны изобретать только то, что природогенно и не будет входить в резус-конфликт с природой.

В моей работе появился термин — концентрационная катастрофа. Мы создаём вещества, которые в природе отсутствуют. Они взрывоопасны, чрезмерно концентрированы. Вещества эти крайне нужны для технических нужд, но должны находиться в строго контролируемых, лабораторных условиях – тогда не случится разливов кислот, нефти и т.д. Когда поймём, что науку нужно и можно двигать, не навредив природе, — изменится и наша социальная состоятельность, и компетентность, ведь всё взаимосвязано.

Скоро в библиотеке журнала СФУ выйдет моя монография «Неразрушающее познание: сумма онтологий», где я продолжаю тему, поднятую докторской диссертацией.

ДОСЬЕ
СВИТИН Александр Парфёнович — доктор философских наук, профессор кафедры философии Гуманитарного института СФУ. Выпускник физического факультета и аспирантуры биолого-химического факультета Красноярского госуниверситета. Работал научным сотрудником в академических и отраслевых НИИ. Был президентом «Культурно-экономического центра «Россия-Канада». Пять лет состоял на государственной и муниципальной службе в администрациях Красноярского края и города Красноярска. Работал преподавателем и заместителем директора Красноярского института экономики Санкт-Петербургской академии управления и экономики. Награждён государственной наградой — медалью «Защитнику Свободной России». Отец четверых сыновей.

— Была ли оптимальной советская система преподавания общественных наук?

— Общественные науки в СССР находились под идеологическим прессом, и это большая беда. Нельзя одним глазом смотреть на мир, как и отказываться от своих корней. Кстати, в Гуманитарном институте СФУ есть проект «Актуализация историко-культурного наследия» — это как раз попытка понять, что мы унаследовали. Есть вещи, от которых нужно отказываться: бюрократизм, шапкозакидательство, самоунасекомливание и т.д. Но были и позитивные моменты.

— Как в последние годы изменилось преподавание общественных наук в вузе - выиграло оно от перемен или проиграло?

— Сейчас системы преподавания общественных наук как таковой, на мой взгляд, не существует. Мы от старого ушли, а к новому пока не пришли. Переходный период во всём, в том числе и в образовании. Заранее вряд ли кто-то предскажет, как должна выглядеть эта система. Велосипед изобретать не стоит, лучше ориентироваться на общечеловеческие ценности. Здесь как раз поможет философия. Наука сориентирована на познавательный регистр, а философия находится между познавательным и ценностно-ориентированным.

Очевиден духовный кризис: человек ухудшается как биологическое и социальное существо. Предотвратить деградацию новыми техническими устройствами или какими-то экономическими способами (тем более деньгами) – невозможно. Конечно, никто не приглашает назад, в пещеры, но самое главное – это гуманитарная составляющая, человек и его культурный уровень. Специалист без фундаментальной человеческой составляющей даже вреден, опасен — он может начать использовать свои знания во вред обществу (например, специалисты, которые помогают террористам делать бомбы). А что воспитывает? Среда. Как сделать так, чтобы студенты, приходя на первый курс, к пятому уже ликвидировали отставание в социально-культурном развитии, сформировались как личности? Сейчас сняты идеологические ограничения, появилась свобода, но у многих преподавателей возникла некая растерянность, а в таких дисциплинах, как история — вообще всё непросто.

— Вы хотите сказать, что в чём-то ситуация оказалась проигрышной?

— Нет, нельзя возвращаться к старым жёстким рамкам. Свежий воздух всё равно появился, просто нужно время, чтобы пришли новые люди и молодёжь, которая по-другому смотрит на мир. Хотя должно остаться поколенческое взаимодействие: мудрый взгляд столь же необходим молодому сознанию, сколь опытному специалисту необходим свежий взгляд на мир. Преподаватели и между собой должны общаться, и на студента смотреть не свысока — партнёрские должны быть взаимоотношения.

— На Ваш взгляд, достаточный ли объём гуманитарных наук даётся сейчас в вузах?

— Хотелось бы побольше, но даже и в том объёме, который есть, гуманитарные науки зачастую преподаются в оторванном от жизни виде. Во многих развитых странах у будущих бизнесменов, в первую очередь, развивают вкус, мышление. У нас как раз не хватает такого подхода. У гуманитарного образования, можно сказать, обслуживающая функция, хотя на самом деле оно формирует личность.

Однако, несмотря на то, что так устроены учебные программы государственных образовательных стандартов, и в этой ситуации можно найти выход. Например — студенческие научные общества, где студенты любой специальности могут найти возможность подпитываться гуманитарными знаниями дополнительно, если к этому стремятся.

Кроме того, надо чтобы сами гуманитарные науки в красноярских вузах подтянулись до федерального и мирового уровня. Если взять СФУ, то отношение руководства к гуманитарному образованию — позитивное. Гуманитарному институту и Институту филологии и языковой коммуникации выделены новые площади. Научная жизнь на подъёме, делаются федеральные проекты, заключаются государственные контракты – чего раньше в вузовской гуманитарной сфере вообще не было.

— На какую школьную базу ложится вузовское образование — раньше было обществоведение и единое идеологическое истолкование предметов, а сейчас?

— Мои коллеги, которые работают с первокурсниками, жалуются: приходят всё менее подготовленные студенты. Более того, недавно разговаривал с директором одной из красноярских школ, она говорит, что и в первые-то классы год от года дети приходят всё слабее и слабее. Ребятишек не готовят к усвоению знаний, они невнимательны, не могут сосредоточиться. Подумайте, какая перспектива ожидает вуз лет через 10... Так что на смену жёсткой идеологической базе пришла вялость и неопределённость. Но это временно. Рано делать выводы и печалиться. Нужно трудиться над этим. Сама собой проблема не рассосётся.

Самое главное для творчества — это воображение. Ещё Вольтер говорил, что воображение в сочетании с отсутствием вкуса — страшная вещь, так что это и надо формировать с раннего детства — вкус.

— Чему лично Вы хотите научить студентов в рамках курса философии?

— Я хочу, чтобы они научились рассуждать, чтобы понимали, что философия – это не что-то, дающееся для сдачи экзаменов. Философия по Эпикуру — умение быть счастливым с помощью разума. А стать счастливыми можно только тогда, когда удаётся себя реализовать, раскрыть свой потенциал, осуществить своё предназначение. Поэтому в философии, не убирая платформу — государственный образовательный стандарт, а на его основе я пытаюсь давать то, что человеку важно. Мы со студентами-физиками на 4 курсе помимо обязательных лекционных и семинарских занятий проводим ещё и лабораторные работы по философии, когда каждый из ребят выбирает для себя ту проблему, которая для него важна, и пытается её решать, исходя из арсенала философского мышления и анализа. Когда у них получается решить личную проблему, удовлетворить свой интерес — понимают, что философия может быть необычайно интересной, захватывающей! Именно такой подход мне кажется продуктивным.

— Известно, что многие политики имели пристрастие к философии, в том числе и Гитлер (любимые философы Ницше, Хайдеггер). Почему?

— Гитлер — не просто тиран, а идейный человек. Он стремился к эзотерике, хотел достичь бессмертия. Но в отличие от Гиппократа не понимал заповеди «не навреди». Он взялся за своеобразную социальную селекцию. Но разве социалистическое переустройство, уничтожившее столько людей, не подходивших под мерки того периода, — не то же самое? У меня даже есть поэтические строчки:

В чём гибель России? — Россию спросили.
Известно, хотя повторю тем не менее:
Активные дурни, пассивные гении…

Дурни с инициативой не ведают, что творят, а умные, понимающие — пассивные, флегматичные, живут по принципу «это меня не касается». И что в результате?.. Поэтому нужно не давать активным дурням делать глупости, но и пассивных-то гениев, людей способных и талантливых, со вкусом, с потенциалом нужно как-то стимулировать, подталкивать. Ненужное вмешательство опасно, но и бездействие — тоже.

Крупные политики всегда стремились остаться в истории и интересовались тем, что делают мыслители. Но они часто искажали их мысли, не понимали. Например, искажено было учение Фридриха Ницше тем же Адольфом Гитлером и его соратниками. «Белокурая бестия» по Ницше — это не мерзавец с автоматом и полубог, а высокого уровня человек. Маркс в своё время тоже был искажён Лениным, когда вождь пролетариата пренебрёг тезисом, что нельзя построить социализм в отдельно взятой стране.

— Александр Парфёнович, как Ваше увлечение поэзией проявляется в общении со студентами?

— Стихи на лекциях не читаю, но студенты знают, что я их пишу и выпустил поэтический сборник «В объятьях смысла». У меня есть собственная страница на национальном сервере современной поэзии (http://www.stihi.ru), где 18 тыс. читателей!

Я определяю философию как искусство быть счастливым при жизни, пытаюсь донести это до своих студентов и вижу, что мои четверокурсники и пятикурсники — будущие физики, философы — что-то новое, глубокое пытаются в себе открыть… Есть толковые ребята — просто сердце радуется! В своё время я и сам многое перепробовал… Стихи, например, начал писать ещё со школьной скамьи. На телевидении в советское время вёл программу «Как помочь делу». Наряду с профессиональными актёрами из драмтеатра им. Пушкина участвовал в телеспектакле «Яков Боград», где играл роль ссыльного прибалтийца — небольшой эпизод, но мне это было очень интересно! Пробовал перо в газете «Евразия» в качестве политического обозревателя.

Пробовать себя полезно — возникает навык, умение, особенное знание, которое понаслышке никогда в себя не впитаешь. Сейчас вот понемногу стал заниматься живописью: пока осваиваю пастельную технику, потом на акрил перейду и на масло. Очень помогают советы друзей-художников.

— Но и поэзию не бросаете?

— Скоро, надеюсь, выйдет очередной философско-художественный стихотворный сборник, куда войдут стихи гражданской, философской, лирической направленности. Сейчас под руководством талантливого красноярского режиссёра и актёра Якова Алленова готовлю к творческой встрече со студентами своеобразный поэтический моноспектакль, который планирую показать нынешней осенью. Может быть, и они, глядя на меня, вдохновятся на творческий поиск.

Вера КИРИЧЕНКО

Похожие материалы