Лето началось школой по биотехнологии

1-4 июня в Институте фундаментальной биологии и биотехнологии Сибирского федерального университета состоялась Летняя школа для студентов «Современная биотехнология – основа устойчивого развития и научно-технического прогресса общества».

Биотехнология — новейшее направление комплекса наук биологического и небиологического профиля, объединившее и объединяющее крупнейшие достижения XX-XXI века в области генетики и микробиологии, биоинженерии и биофизики, молекулярной биологии и молекулярной генетики. Биотехнология имеет огромное значение для развития научно-технического прогресса и повышения качества жизни человека через воспроизводство пищевых и лекарственных веществ нового поколения, новых экологически чистых материалов и изделий, новых более эффективных методов диагностики и способов лечения, рационального использования ресурсов биосферы, нацеленных на охрану окружающей среды.

Программа Школы включала цикл лекций по новейшим направлениям биотехнологии, в том числе информацию о мировых достижениях и пионерных разработках научно-образовательного центра «Енисей» СФУ и Института биофизики СО РАН в области биотехнологии микробных популяций и управляемого биосинтеза, биолюминесцентному микроанализу, исследованиям в области генной и тканевой инженерии, новым материалам и экологической биотехнологии.

Открыл школу директор ИФБиБТ СФУ, профессор В.А. Сапожников, который рассказал о структуре института, задачах и особенностях научно-образовательного процесса. С пленарной лекцией выступил профессор В.Н. Моргун — директор Центра стандартизации и метрологии г. Красноярска, депутат Законодательного Собрания края.

Лекции прочитали ведущие специалисты в области биотехнологии, среди которых были и приглашённые лекторы. Профессор М.И. Штильман, руководитель Центра новых биоматериалов Российского химико-технологического университета им. Д.И. Менделеева, поделился опытом подготовки химиков-технологов и специалистов в области биомедицинского материаловедения в рамках руководимого им Центра биоматериалов и магистерской программы.

Вторая лекция профессора Штильмана была посвящена новым биоматериалам, разрабатываемым в центре, и результатам их применения для депонирования и доставки биологически активных препаратов и лекарственных средств, а также новейшему направлению биотехнологии, ориентированному на разработку биоискусственных органов и тканей. С большим интересом участники Школы прослушали содержательную лекцию ведущего российского специалиста в области клеточных технологий профессора Р.В. Деева о стволовых клетках, технологиях их получения, методах культивирования и областях применения. Студенты с интересом прослушали и лекции преподавателей ИФБиБТ СФУ – докторов наук М.И. Гладышева, Т.Г. Воловой, П.И. Белоброва, В.С. Бондаря, Н.Н. Сущик, Л.А. Франк, Н.В. Зобовой; ведущего молекулярного генетика С.В. Марковой и зав. лабораторией ОАО «Полюс» А.В. Белого.

Удачной находкой Школы стала стендовая сессия, в которой приняли активное участие студенты кафедр биофизики, биотехнологии и медицинской биологии. Больше 20 участников Школы сделали краткие сообщения и представили свои стендовые постеры. Лучшие работы были отмечены призами, все выступившие получили поощрительные награды.

Весьма продуктивным и поучительным получился круглый стол, проведённый в рамках Школы. Приятным сюрпризом стала активность студентов, которые отметили, что им нравится и не нравится в процессе обучения. Студенты хотят участвовать в серьёзных научных исследованиях и иметь доступ к уникальному оборудованию. Им кажется, что на некоторых кафедрах доминируют лекции, мало времени отведено лабораторным работам и семинарским занятиям, для проведения которых необходимы определённые расходные материалы.

Массированная лекционная программа включала для разрядки спортивные мероприятия. Был проведён мини-турнир по бадминтону, на котором профессор М.И. Штильман (который, оказывается, является председателем аттестационной комиссии Всероссийской федерации сквоша, мастером спорта СССР по бадминтону, председателем Всероссийского тренерского совета по бадминтону в 1993-2000 гг., автором книги «Основы спортивного бадминтона») поведал историю становления этого олимпийского вида спорта в нашей стране, а также рассказал о правилах игры в бадминтон и показал некоторые приёмы. Также был проведён мастер-класс по йоге, на котором участникам продемонстрировали способы релаксации и концентрации как основы успешной работы.

Организаторы благодарят ректорат за поддержку идеи проведения Школы, а также все службы СФУ, особенно коллектив студенческой столовой, — за прекрасно организованные кофе-паузы и калорийную поддержку, без которой мозговая деятельность студентов и лекторов не была бы столь продуктивной.

Екатерина ШИШАЦКАЯ, заведующая кафедрой медицинской биологии, профессор, доктор биологических наук

О студенческой стендовой конференции, где молодые исследователи представили свои достижения, мы говорим с Ириной Егоровной СУКОВАТОЙ, заместителем директора ИФБиБТ.

— В рамках Школы была организована стендовая сессия студенческих научных проектов – всё как на «взрослых» конференциях. Однако мы не рассчитывали поднять в студентах такой энтузиазм. Они выставили более двух десятков докладов, некоторые из них на английском языке – прямиком с международных конференций, в которых участвовали. В том числе и за рубежом – в Испании, во Франции.

— Судя по постерам, ваши студенты всерьёз занимаются научной деятельностью уже с первого курса. Как у вас получается вовлекать молодёжь в науку – ищете таланты или сами выращиваете?

— И ищем, и выращиваем. Мы вплотную работаем со школами, в частности, Октябрьского района. Под нашим руководством школьники проводят свои первые эксперименты, учатся обрабатывать и интерпретировать данные, самостоятельно ставить исследовательские задачи. Как следствие, они осознанно поступают к нам, готовые к серьёзному занятию любимой наукой. Кроме того, принцип нашего института: образование через науку. Попадая в такую среду, молодые исследователи полностью раскрывают свой потенциал.
Абсолютным победителем постерной сессии стал Иван ДЕНИСОВ (5 курс, специальность «Биохимическая физика»). Кроме того, во всех пяти номинациях стендовой сессии жюри определило призёров.

Мозаика

>> Профессор Штильман пригласил выпускников СФУ поступать в магистратуру Российского химико-технологического университета им. Д.И. Менделеева.

>> На лекции С.В. Марковой ответственно прозвучало заявление, что генно-модифицированные продукты не опасны (мы ещё вернёмся к этой теме).

>> Каждый лекционный доклад профессоров неизменно превращался в круглый стол, где обсуждались не только направления науки, но и отмечались проблемные зоны, которые мешают развитию исследований в этой области (мнение студента О. Сутормина).

>> Ни одно мероприятие Летней школы не укладывалось в отведённое время — не потому, что организация плохая, а потому что никто расходиться не хотел (общее наблюдение).

Похожие материалы