Биофизика в раскрасках

На стендовую сессию летней школы по биотехнологии (см. рубрику «Тема») студентка 2 курса Института фундаментальной биологии и биотехнологии Наталья ЗАЙЦЕВА представила два проекта.

Первый из них — набор «Юный эколог» и методическое руководство к нему. Набор позволит школьникам ощутить себя настоящими исследователями и провести несложные, но познавательные эксперименты. Так сказать, с младых лет приобщиться к науке. Второй проект – раскраска-энциклопедия светящихся микроорганизмов, дополненная флуоресцентными красками, которые как раз и светятся в темноте.
Помимо картинок энциклопедия содержит наглядную информацию и набор развивающих игр и кроссвордов, что позволяет использовать её и в образовательном процессе, например, в младших классах.

Сейчас, по словам Натальи, оба проекта находятся в стадии «раскрутки» и поиска инвесторов и партнёров. Например, детских магазинов и развивающих центров дополнительного образования. В частности, разработками заинтересовалась фирма «Christmas-Центр» (г. Москва), которая уже более 10 лет работает на рынке образовательных услуг и хотела бы распространять готовую продукцию.

Естественно, столь масштабный проект требует большой и слаженной команды специалистов. Причём не обязательно биологов, ведь помимо создания собственно продукта его необходимо распространять и продвигать. Так что членом команды может стать практически любой, требуются лишь мотивация, целеустремлённость и творческие идеи. Наталье Зайцевой, например, этого не занимать.

— Когда ты решила стать биологом?

— Вообще-то сфера моих интересов ­— физика и математика (я — биофизик). Но чистая физика и математика, по-моему, больше для мальчиков. А биофизика — очень интересная и многогранная дисциплина, которая имеет огромный фундаментальный и прикладной потенциал. Немалую роль в моём выборе сыграло знакомство с кафедрой биофизики на первом курсе – я и мой руководитель В.А. Кратасюк сразу же нашли общий язык. Кстати, могу порекомендовать всем первокурсникам – не ждите и поскорее вступайте в контакт с вашим научным руководителем. Поверьте мне – вы не прогадаете. Университет – особое место, здесь постоянно роятся тысячи разнообразных идей и проектов, и вы сможете участвовать в их воплощении! Лично я занимаюсь научно-образовательными аспектами биолюминесценции.

Задача проекта – популяризация нашей науки среди детей и школьников. В будущем мы планируем вплотную сотрудничать со школами в рамках проведения биологических и экологических практикумов.

— Тяжело было «поднимать» ваши проекты? Всё-таки довести идею до ума и даже коммерциализовать – нелёгкий труд.

— Признаюсь, было непросто, у нас небольшая команда. В частности, мне пришлось практически в одиночку составлять и рассчитывать бизнес-план. Поэтому я ещё раз бросаю клич – амбициозные и талантливые, присоединяйтесь!

— На каком вы сейчас этапе?

— Сейчас создаются макетные образцы. Кроме того, наша команда участвовала в семинаре во Владивостоке, где мы представляли наши бизнес-планы. В ходе семинара мы буквально выворачивали проекты наизнанку, добиваясь совершенства во всём. Приобретённый опыт оказался бесценным. Наша команда — это: руководитель проекта завкафедрой биофизики, профессор Валентина Александровна Кратасюк, Надежда Шманько (стажёр-исследователь кафедры биофизики), Стас Кузнецов (начальник грантового отдела), студенты Кирилл Лукьяненко, Илья Пименов, Полина Лисица. Также мы работаем со студентами Антоном Якимовым, Артуром Туманяном, Иваном Денисовым.

— А в будущем — планируете заниматься фундаментальной наукой или прикладными разработками?

— Я пока только на втором курсе, поэтому время выбирать ещё есть. Но мне хотелось бы не только придумывать, но и дарить мои идеи людям!

Александр ЛЕШОК

Похожие материалы