Инсайт* по-красноярски

В июле на базе СФУ представители власти, машиностроительных организаций, бизнеса, научного сообщества обсуждали возможности создания технологической платформы «Машиностроение» в Красноярском крае. Семинар проводился в рамках проекта «Национальная инновационная система» (НИС), осуществляемого «Единой Россией». С вопроса о том, почему именно в Красноярске проходил семинар, на котором «подводили фундамент» под инновационное развитие машиностроительного комплекса, мы и начали свой разговор с депутатом Госдумы Виктором Владиславовичем ЗУБАРЕВЫМ, руководителем проекта.

— Я родился в Ужуре, окончил Политехнический институт, поэтому Красноярский край мне не безразличен. Мы выбрали его как одну из площадок, где должны отрабатываться подходы к формированию инновационной экономики. Но Красноярск – не единственная площадка: мы сейчас работаем с Воронежской областью, с Подмосковьем (Королёв, Ступино), с Калугой, Ростовом. Однако красноярская площадка выбрана как одна из опорных.

Немного предыстории: когда мы начали работать с краем, то предложили сформировать проект технологических платформ по отраслям, которые на данной территории особенно актуальны. В ходе анализа работы промышленных предприятий края прорисовалось несколько тем: машиностроение, биомедицинский кластер, информационные технологии, энергетика и энергосбережение. В настоящее время ведётся работа по всем названным направлениям. По машиностроению и биомедицинскому кластеру наиболее активно.

— Виктор Владиславович, семинар показал, что технологическая платформа (ТП) – тема настолько новая для учёных, да и для машиностроителей, что они не были готовы к разговору...

— К сожалению, это так. Методами управления развитием будущего, которые сложились в инновационной экономике, наука на сегодня не владеет, и это одна из серьёзных проблем. Но отчаиваться не стоит – всё это время мы работали на понимание, и с моей точки зрения, те, кто был вовлечён в процесс, к этому моменту просветились настолько, что осталось нанести последние «штрихи». Если хотя бы человек десять выступят в роли визионеров, то мы существенно продвинемся вперёд. Мы должны разобрать понятие форсайт (англ. foresight — видение будущего), поскольку стоит задача попасть в пилотные первоочередные технологические платформы, которые будут утверждены правительством РФ в соответствии с поручением президента РФ. Если Красноярск попадёт в эти проекты, то машиностроение края получит мощное финансирование и поддержку от государства и будет располагать разумной реалистичной программой развития. Я думаю, что слияние денег, внятных программ и различных форм господдержки позволяет надеяться на успех.

— В настоящее время администрация президента РФ готовит пакет документов по Сколково. Похоже, руководство страны разочаровалось в возможности создать эффективные элементы инновационной системы в бюрократической среде, или законы не совершенны?

— И законы уже принимали – не помогло. Более того, Д.А. Медведев не раз высказывался против принятия закона об инновационной деятельности. И высказывался не случайно, потому что не готов ещё этот закон в головах.

Год назад, создавая комиссию по модернизации технологического развития, Д.А. Медведев сказал примерно следующее: «Мне с 2006 года твердят, что у нас инновационная система создана, но давайте посмотрим правде в глаза: всё только на бумаге — ни технопарки, ни инкубаторы не работают». И на самом деле: раньше у нас была Академия наук, а теперь мы назвали её элементом инновационной системы; Академия от этого разве стала другой? Может, механизм не работает, потому что приводных ремней нет? Давайте достроим, новые законы примем, например, закон о патентных поверенных. И приняли, но всё равно ничего не заработало…

Кремлёвский куратор проекта «Сколково» Владислав Сурков считает: чтобы заработала инновационная экономика, у руля не должно быть наших чиновников, предпринимателей, которые только урвать хотят и на стратегию не ориентируются. Он публично заявил, дескать, я не знаю, что там должно быть, поэтому давайте такое место создадим в России, где не будет ни наших чиновников, ни наших плохих законов. Этакое государство в государстве, куда мы пригласим иностранцев, наших творческих людей, и они там под себя сформируют среду. Словом, в Сколково создаётся центр с особым правовым статусом. Предполагается, что за счёт личных креативных ресурсов, за счёт политической воли различных людей в этом центре удастся устроить прорыв (мешать хотя бы не будут).

СПРАВКА
Работы по созданию российской Кремниевой долины возглавил Виктор Вексельберг, глава группы компаний «Ренова». Нобелевский лауреат по физике и депутат Госдумы Жорес Алферов является сопредседателем научно-технического совета.

Подобное предпринимается сейчас и в отношении «Курчатовского института» – в первом чтении принят федеральный закон о создании на его базе центра с особым правовым статусом. Это позиция властей: они действительно отчаялись, потому что в существующей бюрократической машине ничего инновационного создать нельзя, а центры с особым правовым статусом – своеобразные артефакты, которые потом дадут ростки, и появятся у нас инногорода и инновационная экономика.

— Насколько Россия запаздывает с технологическими платформами по сравнению со странами Запада?

— В 90-х годах Россия потеряла (за счёт утечки мозгов) большое число учёных, но, тем не менее, специалисты США, которые занимаются проблемой ТП, до сих пор считают, что в России — второй по численности и по мощи креативный класс.

На мой взгляд, мы всё же сильно отстаём от США в этом вопросе: там 37-38 млн человек заняты форсайтом, а у нас всего лишь 13 млн, но это больше, чем в Китае, да и во всей Европе вместе взятой! Другое дело, что наши специалисты зачастую поставлены в такие условия, что КПД их активности часто стремится к нулю.

— А что всё-таки вселяет оптимизм?

— Когда Владиславу Суркову задают вопрос: почему вы считаете, что Сколково всё-таки состоится и не станет очередной потёмкинской деревней, он на это отвечает так: я не могу ничего гарантировать, но делать-то что-то надо… Когда красноярские машиностроители в ходе сегодняшнего семинара начали работать над технологической платформой — у них стало возникать новое видение отрасли, инсайт. Технологическая платформа – достаточно новый инструмент инновационной политики в Европе (там он и был придуман), это универсальная, общая упаковка.

— Тогда в чём загвоздка? Нужно взять готовое и использовать…

— А мы уже много чего от запада заимствовали, и не приживалось. Взять хотя бы тот же форсайт. В европейских странах проведение форсайта уже давно вошло в систему. Регулярно проводятся исследования, результаты которых публикуются для широкой общественности. В Швеции даже пишут специальные книжицы — форсайт для домохозяек, для школьников и т.д. И люди начинают ориентироваться на будущее. В мире эти исследования подразделяются на форсайт первого, второго, пятого поколений. Тот форсайт, который у нас пытались проводить, так называемый технологический — это в лучшем случае форсайт второго поколения, то, что в Штатах делали ещё в 60-70-х годах. Но одного форсайта недостаточно для уверенного движения вперёд (это же не волшебная палочка), нам нужно вместе с ТП создавать и условия, хотя бы локально, — только тогда механизм заработает.

Вера КИРИЧЕНКО

* от англ. insight – проницательность, проникновение в суть

Похожие материалы