От гражданского сообщества – к балансу интересов

Представители более 150 отечественных и зарубежных компаний из 21 страны в рамках Второго международного конгресса «Цветные металлы-2010» обсудили актуальные вопросы развития горно-металлургической отрасли, в том числе и подготовки кадров. Этой теме было посвящено заседание за «круглым столом», в котором приняли участие практически все заинтересованные стороны.

— Но всё-таки промышленников могло быть больше, — заметил Виктор Михайлович Денисов, директор Института цветных металлов и материаловедения СФУ. По его мнению, кадры надо готовить и лелеять вместе с предприятиями. Ведь это нонсенс: ещё недавно промышленники охотно брали студентов на практику, а сейчас чуть ли не оплату от вуза требуют... Это самоустранение дорого обходится всем.

Пример иного подхода к подготовке будущих кадров привёл Виктор Иванович Фиряго, юрисконсульт отдела кадров и трудовых отношений ООО «Соврудник»:

— У нас только 20 процентов выпускников (вузов и учреждений среднего профобразования, которые готовят по рабочим специальностям) чувствуют себя уверенно как профессионалы своего дела. Остальные — с проблемами, при первой же возможности уходят из профессии. Года три назад нам это надоело, и мы решили работу с профильными институтами перестроить; в этом нашли полное взаимопонимание с руководителями ИЦМиМ и Института горного дела, геологии и геотехнологий. В результате наша компания набирает не менее 50 студентов на практику, начиная с третьего курса. Кроме того, третий год сам выезжаю в районы края, провожу встречи со школьниками и родителями. Первые 12 человек в этом году уже пойдут на практику, замечу — 8 человек прошли по конкурсу, а 4 — по целевому набору. Через год ещё 12 «наших» студентов приедут на практику. Пора думать об увеличении целевых мест. Выгода особенная в том, что ребята осознанно пошли в профессию. Теперь не обмануть их надежд — наша задача. Сейчас сдаётся дом на 60 квартир, заложили ещё два фундамента. В ближайших планах — благоустроенное общежитие только для инженерно-технических работников. Намного сложнее вопрос с рабочими кадрами... По качеству подготовки они существенно уступают тому профессиональному уровню, который был в советское время в профобразовании: не могут делать ни техобслуживание, ни капитальный ремонт техники. Да что там, бывало, масло в двигатель пытались заливать через отверстие для щупа...

— Роль работодателей в формировании и в софинансировании профессионального образовательного заказа очень велика, — соглашается Ольга Николаевна Никитина, заместитель министра образования и науки Красноярского края. — На мой взгляд, у нас достаточно закрытая система образования: сами разрабатываем программы, сами учим и сами оцениваем. Будь позиция работодателей активнее, совершенствование инструментальных подходов и технологических решений в оптимизации образовательного пространства стало бы делом реальным — вплоть до создания профильных классов.

— Да, это важно — ориентировка на определённые профессии, — замечает директор ИГДГиГ Владимир Александрович Макаров. — Но общий образовательный стандарт должен включать хоть какой-то минимум естественно-научных дисциплин: математику, физику, химию, как было раньше. Сейчас же разнообразие программ в школьном образовании и возможность выбирать те предметы, что «нравятся», и не учить остальные ведёт к тому, что в технические вузы нередко поступают случайные абитуриенты.

О. Никитина отметила, что сейчас бюджетная политика направлена на то, чтобы готовить специалистов для развития экономики края, а не для... центров занятости.

— В концепции социально-экономического развития Красноярского региона есть ряд инновационных проектов. В их числе Богучанская ГЭС, Нижнее Приангарье, где будут строиться, в том числе, и горно-обогатительные комбинаты. Для этого разворачиваются около 20 отраслевых программ по подготовке кадров, в которых определены основные подходы к идеологии частно-государственного партнёрства. У нас есть достаточно надёжные заделы: в Норильске мы открыли подготовку по 6 профессиям на базе центра профессионального образования в области горной добычи, горной переработки. Заказчик — «Норильский никель». Центр, пожалуй, единственный в России, где подготовка кадров идёт с участием производственников.

Примечательным было выступление профессора Латвийского университета Альберта Прикулиса, координатора инициативной группы по подготовке совместного с СФУ «Темпус»-проекта.

— Чем раньше специалист попадёт на предприятие, тем выгоднее. Он быстрее научится и поймёт, чего в своей специальности хочет, а чего нет. Я сам на первом курсе работал на предприятии, это было довольно болезненно, потому что учиться пришлось по вечерам, но всё равно очень полезно. И наш проект направлен на то, чтобы преобразовать некоторые вузовские программы в том духе и направлении, какие существуют в ведущих университетах Западной Европы по критериям болонского процесса. Не просто механически разбить на две ступени — бакалавриат и магистратуру, а переработать содержание программ таким образом, чтобы выпускник мог легко трудоустроиться и работать по своей специальности.

А ещё я убежден, ваш университет должен выступать инициатором создания и быть ядром гражданского сообщества, в данном случае — горняков, металлургов, обогатителей. Будет оно — будет и баланс интересов.

Любовь ГАБЕРБУШ
Участники круглого стола отметили условия, которые помогут повысить качество подготовки специалистов:
• сбалансированность уровней профессиональной подготовки;
• целевые заказы предприятий на подготовку кадров;
• более высокий процент трудоустроенных по специальности выпускников;
• внешняя оценка качества подготовки выпускников.

Похожие материалы