«… Но гражданином быть обязан»

Англоязычная гостья, с жаром рассказывая о деятельности своей благотворительной организации в Великобритании, периодически спохватывалась и картинно закрывала лицо руками: опять я забыла о переводчике, и ему придётся нелегко! Но, похоже, аудитория во многом понимала и без перевода, тем более, что собрались коллеги — люди, развивающие общественные инициативы и активность граждан.

Круглый стол «Развитие гражданской активности и жизненных навыков молодёжи» прошёл в библиотеке СФУ по инициативе кафедры общей педагогики. Для «затравки» была представлена презентация проекта, который осуществляет в крае «интернациональная бригада» — красноярская общественная организация «Сотрудничество на местном уровне», английская благотворительная организация «КонтинЮ» и общественно-просветительская организация из Польши «Эдукатор». Проект, получивший грант от Евросоюза, состоит в том, что в ряде школ создаются так называемые «центры социального менеджмента», а по сути – механизмы самоуправления, которые помогают адаптировать школьников к жизни в обществе.

Елена Фомина, куратор проекта, подробно рассказала о том, какая работа велась с детьми и как они в ходе этой работы менялись. Опыт, который получают дети, — на первый взгляд наивный, а на самом деле очень важный. Допустим, они создают «карту сообщества» — и по ходу её составления узнают, что за серое здание стоит через дорогу от школы; выделяют проблемный участок (переход, а светофора нет); обращают внимание на количество бездомных животных. Словом, начинают видеть мир вокруг себя. А когда потом с этим миром вступают во взаимодействие, то результат вообще может оказаться неожиданным.

Например, одна из групп детей поставила перед собой задачу — разрисовать граффити серый забор возле школы. Велись переговоры с районной администрацией, опрашивались жильцы близлежащих домов (понравится ли им такое художество). В результате дети получили отрицательный ответ — граффити не получило одобрения. Но… серый забор убрали, а вместо него поставили весёленький разноцветный. То есть дети были услышаны, и такой итог их вполне удовлетворил.

Рассказы международных партнёров также были интересны примерами, но уже из другой, их жизни, причём той её стороны, которая не очень афишируется. Скажем, английская организация много внимания уделяет работе с малообеспеченными семьями (есть и у них такие) – организует бесплатные обеды детям и помогает в трудоустройстве их родителям; выращивает зелень и учит полезному питанию (многие люди на западе не имеют понятия о том, что такое «суп» или «чеснок», с детства питаясь исключительно фаст-фудами); организует «клубы завтраков», где взрослые и дети читают книги, поют песни и пытаются наладить взаимопонимание внутри семьи.

Иной опыт привезли поляки. Эта организация решает проблемы малых сообществ и городов. В Польше, совсем как у нас, школа в селе — это центр культуры, на котором держится вся жизнь. И тенденция по закрытию малых школ встретила в Польше серьёзное сопротивление. Польские коллеги пытались донести мысль — «всё в наших руках». И если мы хотим — мы можем добиться того, что нужно нашей общине, будь это сохранение школы, введение автобусного сообщения между посёлками, организация досуга дошкольников или освоение всем миром иностранных языков через театральные постановки (между прочим, польские дети ставили «Красную шапочку» на русском).

Любопытно, что гражданская активность, волонтёрство, добровольчество становятся в Польше почти обязательными. Так, тамошняя система образования состоит из шести лет начальной школы и трёх лет гимназии. За эти последние три года каждый юный поляк должен осуществить какой-то социальный проект на пользу общества. Название проекта вписывается в аттестат по окончании гимназии, и порой эта запись гораздо важнее при поступлении в университет или при устройстве на работу, чем оценки по предметам.

Соб. инф.

Похожие материалы