Об экологии души киноязыком

Иркутск, кинотеатр «Художественный», IX Международный байкальский кинофестиваль «Человек и природа».

«Художественный» — это такой культурно-досуговый центр, где наряду с кинозалом есть большая выставочная зона. Зал оборудован прекрасно. Я сажусь на третий ряд, первые два отведены участникам и жюри. До начала остаются считанные минуты. На экране заставка фестиваля, крутятся песни о Байкале. Наконец на сцену выходят ведущие и вместе с залом вспоминают события прошедшей кинонедели.

Итак, на фестиваль поступило порядка 170 документальных работ из разных стран. Фильмы отсматривало профессиональное жюри, в состав которого вошли заслуженный деятель искусств России кинооператор Евгений КОРЗУН, обладатель литературной премии В. ШУКШИНА писатель Леонид МОНЧИНСКИЙ, международный эксперт по проблемам экологии Дженифер САТТОН, народный артист России, снявший более 120 документальных фильмов Виктор ЛИСАКОВИЧ. Для конкурсной программы они отобрали 21 картину (Россия, Польша, Австрия, Казахстан). Кроме того, в программу был

включён обширный внеконкурсный материал, что удвоило количество показанных фильмов. В этом году их можно было посмотреть, во-первых, не только в кинотеатрах, но и в четырёх иркутских вузах. Во-вторых, не только в Иркутске, но и в Зиме, посёлках Усть-Орда и Порт Байкал. Для всех желающих проходили встречи, круглые столы, мастер-классы с кинематографистами. И обсудить было что, ведь фильмы о проблемах природы простыми и однозначными не бывают. Страсть человека к саморазрушению с каждым столетием (а ввиду ускорения истории — с каждым десятилетием) разгорается всё сильнее. Природа лишь индикатор загрязнения куда более страшного — загрязнения человеческой души. И фильмы, прежде всего, о человеке…

…сильном. Как руководитель заказника «Тофаларский» Владимир БОГАТЫРЬ, который сделал сохранение удивительного по своей красоте и первозданности уголка Восточного Саяна делом всей жизни («В горах Восточного Саяна. Тофаларский заказник», реж. Александр СВЕШНИКОВ, Москва).

…страдающем. Как жители «радиоактивного села» Муслюмово, умирающие слишком часто и слишком рано из-за деятельности ПО «Маяк» («Территория, непригодная для жизни», реж. Геннадий ШАБАРИН, Сосновый Бор).

…неравнодушном. Как работники охотничьих хозяйств, специально разводящие и расселяющие дичь по территории страны («Отлов оленей», реж. Андрей КОЦЮБА, Воронеж).

Конечно, было представлено немало красивых, созерцательных картин, увлекательных историй из жизни. Они радовали душу, но вместе с тем оттеняли тот конфликт, который вносит в природный порядок человек одним только своим существованием.
Но вернемся к церемонии закрытия. Все авторы уже на сцене, именитые гости награждают их дипломами, почётными призами за победу в различных номинациях. Звучат простые и добрые слова благодарности организаторам и жителям города за гостеприимство.

Наконец, для вручения главной награды фестиваля приглашается председатель жюри, заведующий кафедрой неигрового кино во ВГИКе, профессор, народный артист РФ В. Лисакович. И победителем становится Владимир Тюлькин (на фото справа), создавший фильм «Не про собак». На сцену выходит робкий на вид мужчина:

— Я, прежде всего, хотел извиниться, что вам пришлось смотреть этот страшный фильм. Я его, к сожалению, делал 20 лет, и вот он выродился в такого уродца. Но здесь что поделаешь, фильм сам диктует, как его делать, и, к сожалению, мы не можем… конечно, мы им управляем, но если он начинает оживать, его уже трудно остановить и лучше его не останавливать. Вот он 20 лет не мог ожить. И сейчас у меня сомнения, что он ожил, но кажется, ожил. Спасибо.

Зал пустеет — расходятся те, кто уже смотрел фильм-победитель. Я остаюсь. И с каждым кадром понимаю, почему в словах Вадимира Тюлькина столько муки. Потому что про людей.

***
На следующий день состоялся круглый стол в лимнологическом музее посёлка Листвянка. Кинематографисты и экологи обсуждали насущные вопросы: распространение «зелёного» кино, авторское право и взаимодействие экологии и киноискусства.

Не решено по сей день противоречие, что важнее — киноискусство или те проблемы и идеи, которое оно собой выражает. Так, серьёзные споры возникают среди жюри в следующей ситуации: скажем, с точки зрения монтажа, операторской, продюсерской работы фильм сделан прекрасно и претендует на высшую награду. И всё вроде здорово, но проблема представлена слабо и невыразительно, или режиссёр из-за своей личной гордыни при съёмках эксплуатировал природу, нарушая (действующий пусть только ментально) кодекс режиссёра-натуралиста. В итоге получается, что фильм, внешне экологический, не отвечает своей главной цели. Такие противоречия связаны с отсутствием экологического образования или попросту безответственного отношения режиссёра к проблематике.

Идеал, к которому следовало бы стремиться, очертил председатель жюри Виктор Лисакович: «Спор экологии и искусства бессмыслен. Должно быть и то, и другое: и высокое профессиональное искусство, и острейшая проблема, поставленная перед обществом».
Фильмы нынешнего и предыдущего фестивалей можно будет посмотреть в видеотеке Красноярской краевой научной библиотеки. Видеотека была задумана в прошлом году и сейчас формируется по инициативе директора Краевого экологического союза Татьяной СПОЖАКИНОЙ.

Татьяна НИКОЛАЕВА, студентка ИФиЯК

Похожие материалы