Учить на реальных проектах

Мы завершаем рассказ о трёх институтах, которые появились в результате разделения ИГУиРЭ. Сегодня наш собеседник — доктор экономических наук, профессор, заслуженный экономист РФ, директор Института управления бизнес-процессами и экономики Зоя Андреевна ВАСИЛЬЕВА.

— Зоя Андреевна, что вообще включает в себя понятие «управление бизнес-процессами»?

— Управление бизнес-процессами представляет собой взгляд на бизнес как обеспечение бесперебойной, эффективной работы предприятия. Бизнес-процесс — это ряд стратегических и тактических задач, выполняемых системами, направленный на достижение стратегических (маркетинговых, производственных, финансовых и др.) целей. Мы занимаемся бизнес-процессами крупных, средних и малых предприятий. Последние мы делим на три группы: малые предприятия инновационно-технологического типа; предприятия, которые создаются как инфраструктура крупного бизнеса; и малые предприятия, ориентированные на сферу услуг. При этом мы рассматриваем вопросы моделирования, оптимизации бизнес-процессов, инструментальные средства для разработки стратегий их управления и обеспечения информационной инфраструктуры с использованием современного программного обеспечения и компьютерных технологий.
Кроме того, управление бизнес-процессами требует формирования механизмов взаимодействия бизнеса и власти, выстраивания механизмов частно-государственного партнёрства, что также является предметом наших исследований и разработок.

— Как известно, в структуре СФУ теперь работают два института экономической направленности. Помимо вновь созданного, который вы возглавили, есть ещё Институт экономики, управления и природопользования. В чём принципиальная разница?

— В Институте экономики, управления и природопользования обучение ведётся по специальностям, имеющим общее направление: государственное и муниципальное управление, финансы и кредит и т.д. Мы же готовим по более узким направлениям. Здесь можно выделить две большие группы: специалисты по направлению «Экономика и управление на предприятиях по отраслям» (всего таких отраслей 14). Второе большое направление — «Прикладная информатика в экономике» (четыре специальности). Кроме того, у нас есть специальности «Менеджмент организации», «Маркетинг».

— Чем же отраслевые экономисты отличаются от экономистов общего профиля?

— Хотя бы тем, что они с самого первого курса ориентированы на конкретные технологии. Судите сами: мы ведь не можем обучать в одной группе студентов, которые приняты у нас на специальность «экономика и управление на воздушном транспорте», и студентов по профилю «экономика и управление на автомобильном транспорте». Это прикладная экономика, поэтому студенты должны быть чётко ориентированы на особенности отраслевого предприятия, на технологии, которые используются, и на специфику отраслевых товарных рынков. Поэтому разделение между нашими институтами происходило с учётом накопленного опыта, специфики и стратегических партнёров, с которыми мы успешно работаем.

Во вновь созданный Институт управления бизнес-процессами и экономики влились три больших экономических факультета: это факультет прикладной экономики бывшего Университета цветных металлов и золота, экономический факультет Академии архитектуры и строительства и факультет управления бизнес-технологиями Технического университета. В настоящее время на дневном отделении мы обучаем 3,5 тыс. человек, а всего 5,3 тыс. человек, включая заочную и очно-заочную формы обучения.
Сложность в том, что мы расположены на трёх площадках и вынуждены вводить сетевые методы управления, ориентированные в большей степени на электронный формат.

— С какими партнёрами сотрудничает новый институт?

— Так как мы ориентированы на конкретные отрасли, то вполне естественно, что нашими стратегическими партнёрами являются предприятия всей системы Красноярскэнерго, машиностроительные, строительные, транспортные, металлургические, золотопромышленные и горнодобывающие предприятия, а также обслуживающие и сервисные организации. К этому перечню можно добавить структуры региональной и городской власти, муниципальные образования Красноярского края.

— Но ни для кого не секрет, что промышленность, и в особенности машиностроение, развивается ни шатко ни валко

— И всё же базовые процессы идут, и специалистов на замену они тоже требуют, потому что происходит старение кадров. Темпы, конечно, уже не те, что раньше, но все процессы на этих предприятиях сохранены, и обслуживание с позиций экономики, управления и организации производства им как было нужно, так требуется и сейчас. Специфика института состоит ещё и в том, что кроме собственно экономических специальностей наши преподаватели обеспечивают обучение по экономическому направлению студентов более 60 технических специальностей университета. Мы ведём у них базовые курсы по экономике, управлению и организации производства и, кроме того, экономическую часть дипломного проектирования, а по некоторым специальностям есть у нас ряд дополнительных специальных курсов, которые студенты выбирают в рамках определённой дисциплины.

— Какие ещё структурные изменения произошли в связи с созданием института?

— Укрупнение кафедр: вместо 22 стало 10, при этом количество преподавателей осталось прежним. Мы преследовали цель: сделать крупные кафедры, которые бы не только занимались научными исследованиями, но и создавали прикладные разработки, т.е. работали на результат. Кроме этого мы будем формировать сеть базовых кафедр.

— А как обстоит дело с научными исследованиями?

— При кафедрах создано десять научно-исследовательских лабораторий. Их основная задача — работать с магистрантами по организации научно-исследовательской деятельности, организовать проектную работу студентов, которые обучаются по специалитету или бакалавриату. Эти лаборатории нам нужны и с тех позиций, что новый институт ориентирован в большей степени именно на проектную работу со студентами. Сейчас у нас два основных направления студенческой проектной деятельности. Первый — это работа с правительством края в рамках проекта «Малая родина» по заданию Сибирского федерального округа. Сейчас студенты совместно с министерством образования и науки Красноярского края, министерством экономики, агентством по труду и занятости создают совместно с администрациями муниципальных образований так называемые межвузовские проектные группы по программам социально-экономического развития этих муниципальных образований. Начиная с апреля 2010 года создана межинститутская координационная группа по таким проектам, в неё входят институты всех вузов города. Задача — не только приобщить студента к реальной практике на территориях, но и в течение всего срока обучения создать такой проект, который бы стал будущим местом его работы.

— Получается, каждый может спроектировать своё будущее?

— Вот именно — создать малое предприятие для самого себя. Другой вектор проектной деятельности — это выполнение муниципальных заказов по отдельным направлениям. Допустим, по энергосбережению, строительству, архитектуре и дизайну и т.д. Мы проанализировали потребности и все муниципальные заказы разбили на две группы. Первая — это заказы, связанные с процессами управления на уровне муниципалитетов: информационные, методические инструменты для организации непосредственно управления муниципальным образованием. В настоящее время у многих муниципальных образований отсутствуют информационные технологии по документообороту, базы данных для мониторинга объектов недвижимости, нет технических, экологических паспортов на объекты, расположенные на их территории.

Эти паспорта необходимы для того, чтобы потом формировать программы своего развития и какие-то определённые бизнес-направления, создавать объекты малого бизнеса — вот мы и помогаем.

Вторая часть заказов ориентирована на особенности и специфику каждого муниципального образования в отдельности и на более полное использование его ресурсного потенциала. Например, перед Балахтинским районом стоит проблема задействовать ресурсный потенциал в связи с освоением приморской зоны, где они формируют сеть малого бизнеса по сервисному обслуживанию и торговле. Потому здесь активно подключился торговый институт.

В крае создано много программ по сельскому хозяйству, они касаются организации малых предприятий и вопросов переработки — понятно, что это направление ведёт Красноярский аграрный университет. А наш институт курирует самое большое количество программ, связанных с разработкой информационных систем, социально-экономическим и инвестиционным развитием.

Кроме научных лабораторий у нас есть бизнес-центр, который, в свою очередь, включает в себя центр маркетинговых исследований, управленческого проектирования, кадровый и центр бизнес-образования.

Задача в том, чтобы привлечь студентов к разным видам проектных работ. Ребята могут последовательно, начиная с первого курса, переходить из центра в центр, а могут, в зависимости от своих интересов, быть ориентированными на один центр.

— Вы упомянули, что параллельно некоторые студенты получают второе высшее образование…

— Да, у нас существует семь дополнительных образовательных программ: переводчик в сфере профессиональной коммуникации (экономика), оценка бизнеса, преподаватель высшей школы, менеджер наукоёмких технологий, менеджер по управлению персоналом, менеджер нефтегазового бизнеса, менеджер городского хозяйства.

Около половины студентов наших специальностей выбрали второй специальностью «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации», потому что ребята понимают, что это повышает их конкурентные возможности. Здесь можно отметить только что полученное благодарственное письмо администрации губернатора Красноярского края за подготовку издания на английском и немецком языках, презентационных материалов по Красноярскому краю, выполненных нашими студентами.

— Какие стратегические задачи стоят перед институтом в обозримом будущем?

— Одна из основных задач — расширить образовательное пространство для наших студентов. С этой целью мы выстраиваем системы интеграции с ведущими российскими вузами, ищем международных партнёров. Например, с Санкт-Петербургским финансово-экономическим институтом мы организовали совместную работу по магистратуре.

Кроме этого, мы считаем, что раз наш институт больше ориентирован на прикладную деятельность, то студенты должны создавать реальные проекты, которые можно сразу внедрять в практику.

В рамках программы социально-экономического развития Красноярска формируется большая инфраструктура обеспечения инновационной деятельности, и мы планируем встроиться в эту систему и совместно с Харбинским техническим университетом создать виртуальный студенческий бизнес-инкубатор. При этом мы хотим, чтобы студенты сами разработали и внедрили этот проект, планируя тем самым своё будущее трудоустройство.

— Институту ещё не исполнилось и года, что показала первая приёмная кампания?

— Мы очень боялись, что в связи с реорганизацией получим снижение конкурса, но, к счастью, этого не случилось. В среднем конкурс по первому приоритету был три человека на место, а по отдельным специальностям, например, по маркетингу — 15 человек на место. Большой конкурс был на специальности, связанные и с отраслевой экономикой. Мы ведём и приём студентов на коммерческой основе, при этом обязательно рассматриваем средний балл по аттестату, и если он низкий, допустим, в аттестате более двух «троек» — мы не заключаем договор. Такова наша принципиальная позиция: мы должны выдерживать уровень федерального университета.

Вера КИРИЧЕНКО

Похожие материалы