Стать субъектом истории

«…В конечном счёте, целью… должно быть создание нового общества, не знающего насилия и эксплуатации, члены которого высоко и нравственно развиты, полны энтузиазма, руководствуются любовью к человеку и мудростью».

Эти слова взяты не из утопического романа и не из манифеста революционеров. Это строки из Декларации о высшей школе накануне XXI века — документа, опубликованного ЮНЕСКО в 1998 году. Авторы декларации признают, что установление нового, более нравственного общества зависит от того, каким будет наше высшее образование, каких специалистов и людей будут готовить наши вузы.

11 ноября Вениамин Сергеевич СОКОЛОВ провёл открытую встречу-семинар «Возможна ли модернизация России при нынешней экономической политике?!», где представил результаты своих многолетних исследований. Советник ректора СФУ показал зависимость между развитием высшего образования, то есть, по сути, науки, и экономическим, социальным и политическим положением в стране.

Вениамин Сергеевич проанализировал некоторые вехи в истории нашей страны, чтобы показать, как в течение последних ста лет развивалось высшее образование в России. В советское время страна делала огромные финансовые вложения в институты и университеты.

Так, например, в 1940-м году ВВП в пересчёте на душу населения составлял около 140 рублей на человека, а в одного студента государство вкладывало 300 руб. После войны эти цифры возросли до 300 и 700 рублей соответственно. Мы имели максимально высокий уровень подготовки специалистов. Высшее образование в Советском Союзе было престижно не только для студента, но и для преподавателя. В то время профессор на свою зарплату мог иметь автомобиль и личного шофёра, и при этом жена могла не работать. Конечно, стоит отметить, что число вузов тогда было значительно меньше, сейчас их более 3000.

Что касается современной России, сейчас на студента тратится почти в 10 раз меньше, чем при советской власти. Для страны в целом эта сумма сегодня составляет 60-65 тыс. руб. в год, в СФУ — 200 тыс. руб. Соколов отметил, что постоянное снижение расходов государства на высшее образование в России неминуемо вело к тому, что некомпетентные люди занимали руководящие посты во власти, подрывая не только политику, но и экономику.

По мнению Соколова, наша страна давно находится в состоянии кризиса и ещё не скоро сможет войти в число «эффективных государств». Выход из кризиса, по мнению докладчика, заключается в трёх основных принципах.

Во-первых, нам необходимо создать гражданское общество, в котором бы существовали две равноценные политические силы, и не было бы монополии на власть. Во-вторых, мы нуждаемся в гражданском и политическом взрослении молодёжи. И третий важный принцип — возрождение, и даже правильнее сказать, создание гуманитарной науки о человеке
и обществе.

Высказывания Соколова вызвали живой интерес у слушателей. Доклад закончился шквалом вопросов и суждений — преподаватели, студенты, сотрудники делились своими мыслями и переживаниями. Говорили и о природе человеческих пороков, и о причинах кризиса, затронули вечный вопрос отцов и детей, а также обсудили трудности, с которыми сталкивается современное высшее образование и, в частности, Сибирский федеральный университет. По словам Вениамина Сергеевича, подобные встречи с обсуждением острых проблемных вопросов современности, с анализом университетских проблем продолжатся и в будущем.

Организаторы твёрдо намерены создать в университете пространство для общения неравнодушных к проблемам высшего образования людей.

Кирилл АРСЕНЬЕВ

Похожие материалы